Примерное время чтения: 5 минут
169

В 80-х годах США произведут 17 тысяч единиц ядерных боеприпасов. Безъядерные зоны и амбиции Вашингтона

Неоднократно встречал в нашей печати утверждения, что США выступают против создания безъядерных зон в мире. Но как же тогда объяснить участие США в Договоре Тлателолко, который, как известно, запрещает размещение ядерного оружия в Латинской Америке?

М. Нарыжный, Ялта

С ПОЯВЛЕНИЕМ ядерного оружия встал и вопрос о принятии мер по его нераспространению. В 1956 г. наша страна выдвинула в общей форме идею регионального, географического ограничения сферы возможного распространения ядерного оружия путем создания в тех или иных районах мира безъядерных зон.

ДОГОВОР ТЛАТЕЛОЛКО

Первым шагом по созданию безъядерной зоны явился подписанный в 1967 г. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, более известный в международной практике как Договор Тлателолко. Он вступил в силу в 1969 г.

К настоящему времени участниками Договора Тлателолко являются 26 латиноамериканских стран. По различным причинам вне его остаются Аргентина, Бразилия, Куба и Чили.

Весьма важную роль в деле обеспечения жизнеспособности и эффективности договора играют дополнительные протоколы I и II, которые требуют выполнения обязательств по соблюдению статуса безъядерной зоны в Латинской Америке от нелатиноамериканских государств. Протокол I предусматривает его гарантию со стороны США, Англии, Франции и Нидерландов, владеющих де-юре или де-факто территориями в районе этой зоны, а протокол II - со стороны ядерных держав, то есть США, СССР, Англии, Франции и КНР.

Участниками протокола II являются все пять ядерных держав, которые при его подписании и ратификации сделали заявления, отразив в них свое отношение к отдельным статьям договора.

Протокол I пока не ратифицирован Францией, что привносит элемент известной нестабильности в статус безъядерной зоны в Латинской Америке.

ПОЗИЦИЯ США

США занимают двойственную позицию в отношении режима безъядерной зоны в Латинской Америке. С одной стороны, они присоединились к договору, подписав дополнительные протоколы I и II. С другой - Вашингтон продолжает держать в регионе, в частности на своих базах в Пуэрто-Рико, ядерное оружие. Настораживает и то, что некоторые политические и военные деятели США заявляют о том, что присоединение к договору не будет означать полного запрета для Пентагона иметь ядерное оружие в данном регионе. При этом следует иметь в виду, что сам договор не свободен от недостатков. Например, он не запрещает транзит ядерного оружия через латиноамериканскую безъядерную зону. Особую актуальность этот вопрос приобрел в последние годы в свете уроков англо - аргентинского конфликта из-за Мальвинских (Фолклендских) островов, где создается крупнейшая в Южной Атлантике военная база и где Лондон, по появившимся сообщениям, не без поддержки США намерен разместить ядерное оружие.

Следует иметь в виду также, что США пошли на Договор Тлателолко, помня, конечно, и о своих конкретных политических и военно-стратегических интересах. Вашингтон устраивало прежде всего то, что дополнительные протоколы I и II запрещали ядерное присутствие в латиноамериканском регионе других государств, и в первую очередь СССР. Тем самым США как бы создавали обширную буферную зону, в пределах которой ни одна страна не могла бы бросить им хоть сколько-нибудь серьезного вызова.

Тем временем в отношении создания безъядерных зон в других районах мира США и их союзники по НАТО последовательно занимают откровенно негативную позицию. Такой подход является прямым отражением той агрессивной глобальной стратегии, которую Вашингтон проводит в международных отношениях после второй мировой войны. Одним из ее важнейших направлений стала политика создания военных баз и плацдармов с целью "окружения" СССР и достижения над ним военно-стратегического превосходства, а также борьбы против национально-освободительных и революционно-демократических движений в развивающихся странах. В качестве основного оправдательного аргумента Вашингтон выдвигает довод о том, что такие зоны якобы ведут к нарушению баланса сил в мире и тем самым к росту военных преимуществ Советского Союза. Выдвигаются также условия, ставящие создание безъядерных зон в прямую зависимость от прогресса в области ядерного разоружения, что искусственно связывает данный вопрос с достижением более широких военно-политических договоренностей между Востоком и Западом.

БЕЗЪЯДЕРНЫЕ ЗОНЫ - ПУТЬ К МИРУ

Советский Союз с самого начала последовательно и целеустремленно поддерживал идею создания безъядерных зон, заявляя о своей готовности взять на себя обязательство уважать статус всех безъядерных зон, которые будут созданы, если такие же обязательства примут и другие ядерные державы. При этом СССР особо подчеркивал возможность создания безъядерных зон как средства эффективного ограничения сферы размещения и применения ядерного оружия в таких районах мира, где сконцентрированы значительные количества ядерного оружия и велика опасность возникновения ядерного конфликта.

В 1978 г. Советский Союз в соответствующей форме присоединился к Договору Тлателолко.

В ноябре 1986 г. Советский Союз активно поддержал идею создания безъядерной зоны в Северной Европе, предприняв с этой целью конкретные шаги. Было объявлено о демонтаже пусковых установок ракет средней дальности на Кольском полуострове, а также на территории Ленинградского и Прибалтийского военных округов. Кроме того, СССР выразил готовность вывести из состава Балтийского флота подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами.

Однако Вашингтон и его партнеры по НАТО всячески препятствуют реализации этой идеи. Негативную позицию США и их союзники занимают и в отношении договора о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раротонга). СССР подписал протоколы II и III к нему в конце прошлого года.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно