[Есть ответы] Ваши вопросы от 08.10.1984

   
   

Чем объяснить, что западная пропаганда, стремясь использовать церковь в антисоветских целях, проявляет повышенный интерес к советской интеллигенции?

Н. Будко, пропагандист, Елец.

БУРЖУАЗНЫЕ ПРОПАГАНДИСТЫ, рассчитывая на то, что им удастся создать в нашей стране так называемую религиозную оппозицию, действительно проявляют повышенный интерес к интеллигенции. Они пытаются заинтересовать хотя бы часть ее - философскими, морально- этическими, культурными и эстетическими ценностями, которые на протяжении веков вырабатывались человечеством и часто облекались в религиозную оболочку. Навязывают также мысль, что в социалистическом обществе соблюдение прав человека, и в частности соблюдение права на свободу совести, может быть обеспечено только усилиями интеллигенции.

Однако это лишь одна сторона умысла. Другая, самая важная" - добиться переосмысления советской интеллигенцией марксистско-ленинского подхода к религии и церкви, их социальной, политической и идеологической сущности.

С этой целью буржуазная пропаганда стремится осуществлять тактику постепенного подтачивания, разложения марксистско-ленинского мировоззрения советской интеллигенции. При этом дефицит содержательной стороны своей пропаганды руководители соответствующих пропагандистских центров стремятся восполнить старым теоретическим хламом идеалистов и антидиалектиков, "сокрушавших" марксизм- ленинизм еще до Великого Октября и после его свершения. Это - наследие богостроителей и богоискателей, либеральных философов-мистиков и других, которые, начав с критики революционной идеологии в ее же рамках, стремительно скатились на позиции лютой ненависти к марксизму- ленинизму, полного отрицания его идей, вражды к реальному воплощению марксистско-ленинской идеологии - социалистическому общественному строю.

Гальванизируя взгляды, например, Бердяева, Мережковского, Изгоева и других мистиков- антисоциалистов и антисоветчиков, в буржуазных центрах идеологической борьбы нимало не смущаются тем, что эти фигуры развенчаны самой историей - развитием классовой борьбы, победой социализма в СССР. Дело в том, что "обличения" пролетарской теории социалистического строительства, ее реализации в СССР продиктованы не любовью к истине, прогрессу, человечеству, как много раз утверждали самозваные пророки, не заботой о благе русского народа и приверженностью к подлинной демократии, а единственно апологетикой капитализма, контрреволюции, церковного мракобесия, шовинизма и антисоветизма.

Почему же, несмотря на очевидную непопулярность, старомодность и банкротство белоэмигрантских идеологов антисоветизма, их так настойчиво поднимает на щит буржуазная пропаганда? Ответ нужно искать в кризисе буржуазной идеологии, одним из важнейших проявлений которого являются неудачи антисоветизма.

Во-первых, других крупных "теоретиков" антисоветизма в распоряжении буржуазных пропагандистов практически нет.

Во-вторых, Бердяев, Мережковский, Изгоев и другие из когорты врагов Советской страны - выходцы из царской России, их не заподозришь в том, что российские дела, по крайней мере дореволюционные и первых лет существования Республики Советов, известны им понаслышке.

В-третьих, как у последовательных врагов социализма, их концепции антисоветизма отличаются большей четкостью и определенностью, нежели продукция их последышей.

В-четвертых, бердяевщина, изгоевщина и др. - это, по существу, та почва, в которую уходит корнями "философия" современной буржуазно- клерикальной пропаганды на Советский Союз. Как же обойтись без ее корифеев?

Наконец, в-пятых, жизненный путь, политическое лицо этих корифеев буржуазного либерализма, бросившихся в объятия самой черной реакции, уже основательно забыты широкими слоями интеллигенции. Это обстоятельство позволяет пропагандистам-антисоветчикам в зависимости от идеологической конъюнктуры и в соответствии со своими тактическими целями и задачами, принаряживая их, выдавать за поборников свободы духа, прав человека, независимости церкви от земного и т. д. Короче, приукрасить, актуализировать и предложить в качестве идейных и политических вождей верующих в нашей стране.

Конечно, Бердяев и другие не одиноки в качестве претендентов на роль властителей умов. В буржуазной пропаганде мелькает немало иных имен. То одного, то другого рекламируют как выдающегося мыслителя, сосредоточившего свою энергию на критике общественно-политического строя Советского Союза, а также великомученика, от этого строя пострадавшего. Стараются убедить мировую общественность, население Советской страны в интеллектуальной мощи антисоветчиков, "специализирующихся на религиозных проблемах. Однако появляются и исчезают эти "гиганты" антисоветской мысли весьма стремительно. А потому выпады их против политики нашего государства в отношении к религии и церкви воспринимаются чаще всего как скоропалительные, по сути, повторяющие избитые аргументы, подходы.

Оружие против антисоветизма - правда.

Построения буржуазно-клерикальной пропаганды убедительно, обоснованно критикуются советскими научными центрами и органами печати. Руководствуясь указаниями партии, советские ученые и пропагандисты ведут интенсивную борьбу с многочисленными попытками использовать религию и церковь в антисоветских целях. Эффективное разоблачение таких попыток - один из важнейших участков современной идеологической борьбы социализма с империализмом.

Следует отметить и то, что буржуазно- клерикальная пропаганда использует малейшую нечеткость в оценках некоторыми учеными мировоззренческого значения научных : достижений. Давая религиозное истолкование ряду новейших научных открытий, современные апологеты религии на Западе подают их как "опровержение" диалектико-материалистического миропонимания, которое объявляется устаревшим и консервативным, не отвечающим новейшим научным данным. Они пускаются, например, в рассуждения по поводу последних открытий в области физических свойств материи, проводя мысль, что человек получил от бога способность к познанию мира и поэтому наука должна вести к богу. Наиболее откровенные из богословов так и заявляют: "...библейские образы получают еще большую осмысленность... благодаря открытиям науки". С помощью подобных уловок и фальсификаций представители буржуазно- клерикальной реакции на Западе силятся разрушить великий союз диалектико- материалистического мировоззрения и науки.

Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, необходимо активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию, решительнее пресекать факты беспринципности, примиренчества, субъективистских пристрастий в освещении тех или иных моментов нашего исторического развития.

* * *

В нашей прессе часто пишут, что экономические "санкции" против СССР наносят ущерб прежде всего самим США. Неужели американские капиталисты разучились считать доллары?

В. Игнатов, лектор, Омск.

На этот вопрос отвечает журналист В. ЕНИКЕЕВ.

ЗАМЕТИМ, что о пагубности политики экономических "санкций" и бойкотов для ее инициаторов пишет отнюдь не только советская пресса. На это обстоятельство указывают солидные американские и западноевропейские газеты, известные бизнесмены и экономисты. Приведем лишь некоторые высказывания.

Когда бывший президент США Дж. Картер ввел ограничения на поставки зерна в СССР, президент одного из крупнейших американских банков "Бэнк оф Америка" О. Клаузен сказал: "Ограничения в торговле обладают саморазрушительным свойством. В нынешних условиях подобные действия могут привести лишь к результатам, обратным желаемым, и единственным пострадавшим будет американский доллар". Орган финансовых и деловых кругов США журнал "Бэрронс" писал: "Поспешные и необдуманные меры президента Картера... в одну ночь стоили американским фермерам и налогоплательщикам миллионов долларов".

В том же духе высказывались и такие столпы американского бизнеса, как А. Гарриман и А. Хаммер.

История повторилась при президенте Рейгане. В результате запретов на поставки в СССР оборудования, для газопровода "Сибирь - Западная Европа" американские компании, связанные с осуществлением этого проекта, потеряли свыше 850 млн. долларов. Стремление Белого дома "наказать" СССР обошлось только фирме "Катерпиллер трэктор" в сумму около 100 млн. долларов. Тысячи американских рабочих, занятых на производстве оборудования для нашей страны, были уволены. Если учесть, что в то время в США действовали и другие ограничения на торгово-экономические связи между нашими странами, то окажется, что Америка вновь недосчиталась миллиардов долларов. По данным председателя исполнительного комитета сталелитейной компании "Армко стил корпорейшн", американские фирмы ежегодно теряют по меньшей мере 10 млрд. долл. на товарах, которые могли быть проданы СССР, но не были отправлены вследствие существующих ограничений, введенных Вашингтоном.

Тем не менее за океаном, конечно же, не разучились считать доллары - иначе Америка просто перестала бы быть Америкой. Так в чем же все-таки дело? Вопрос примерно такого содержания я задал бывшему члену палаты представителей США Ч. Вэнику, который вместе с сенатором Джексоном являлся соавтором и ныне действующей поправки, налагающей дискриминационные ограничения на торгово- экономические отношения с СССР.

Вэник принимал участие в работе 6-й сессии советско-американского торгово-экономического совета, которая проходила в Москве в конце 1978 года. Мирно протекавшее до той минуты интервью в мгновение ока превратилось вдруг в злобный антисоветский монолог. Американский законодатель неожиданно достал заготовленный текст заявления и зачитал его, обвиняя Советский Союз во всех тяжких прегрешениях. Закончил его он словами о том, что Америка действительно несет немалые потери от проведения политики "санкций" и эмбарго. Однако, сказал разгоряченно Ч. Вэник, США надо научиться ставить интересы морали выше интересов доллара!

Итак, вот она, та неприкрытая враждебность, слова о готовности ослабить нашу страну, нанести ей ущерб, пусть даже с издержками для себя. И все это скрывается за рассуждениями о морали, конечно же, в ее американском понимании. Моральным в данном случае считается нарушать договорные обязательства и общепринятые нормы взаимоотношений между государствами. Подобной морали в США придерживаются те, кто ослеплен антисоветизмом, кто любыми средствами, в том числе и самыми нечистоплотными, хотел бы заставить нашу страну изменить ее принципиальную внутреннюю и внешнюю политику. Только история советско-американских отношений учит, что все эти потуги тщетны, а доллары, которые Америка теряет в результате политики "санкций" и эмбарго, равносильны деньгам, выброшенным на ветер. К сожалению, это ветер "холодной войны".

Ущерб от такой политики несут прежде всего гражданские отрасли американской экономики. Заправилы же военно-промышленного комплекса, определяющие сейчас курс американского корабля, используют ветер "холодной войны" для ускорения и нагнетания гонки вооружений.

Смотрите также: