Примерное время чтения: 6 минут
227

АНГЛИЙСКАЯ ГАЗЕТА О НАШЕЙ РЕВОЛЮЦИИ. "Почему весь мир в долгу перед Россией"

Статья, перепечатываемая с незначительными сокращениями из английской буржуазной газеты "Таймс", свидетельствует о признании наиболее реалистически мыслящими представителями Запада роли Октябрьской революции в судьбах всего человечества. Хотя многие из оценок газеты представляются спорными, в целом статья выдержана в духе объективности по отношению к нашей стране, что в западной печати встречается нечасто.

Мир не мог остаться прежним после того, что произошло в Петрограде в ноябре 1917 г. Первая мировая война не принесла никаких результатов, которые могли бы хоть как-то оправдать бессмысленные жертвы, и едва ли в память о ней осталось что-либо другое.

Старый режим в России рассыпался подобно мумии, которую вынесли на свежий воздух. Кровавая бойня после захвата большевиками власти была устроена или по крайней мере в значительной степени усугубилась в результате интервенции Антанты на стороне правых группировок, развязавших гражданскую войну.

Уинстон Черчилль, член ответственного за это либерального правительства, позднее сетовал на то, что капиталистические страны Запада не смогли "задушить большевизм в колыбели". Несмотря на усилия левых, в течение многих лет Запад практически держал блокаду против Советского Союза. Изоляция и сохраняющаяся напряженность вынудили Советский Союз отвернуться как от положительных, так и отрицательных явлений жизни Запада и провести индустриализацию стремительными темпами. И если русские были избраны судьбой, чтобы доказать возможность альтернативной формы общественного развития, то у них были свои недостатки и они оказались менее подготовленными к эффективной организации.

"ЧЕМ ЗАПАД ОБЯЗАН СОЦИАЛИЗМУ"

Несмотря ни на что, советская эра была по существу эрой прогресса и характеризовалась совершенно новым курсом, триумфом решимости народа перед лицом неимоверных трудностей, часть которых еще предстоит преодолеть. Этот прогресс прервали, но не смогли остановить капиталистические страны, совершившие вторжение не менее разрушительное, чем татаро-монгольское нашествие.

Поклонники Советского Союза, возможно, болезненно переживают из-за тех многочисленных явлений, которые запятнали социалистические идеалы в СССР, но им вовсе не стоит извиняться за это перед поразительно самодовольным, самоуверенным Западом. В анналах истории Запада в XX веке достаточно преступлений, совершенных в Европе или за ее пределами, которые превосходят преступления сталинизма. Контрреволюция в Испании была осуществлена фашистскими интервентами с молчаливого согласия английских тори и Франции. Все ненужные страдания, которые пережила Россия, не идут в сравнение с теми, которые выпали на долю Вьетнама.

Сталинизм был уродливым, неестественным порождением социализма, в то время как фашизм был гораздо более естественным следствием капитализма.

Без Советского Союза не был бы создан прочный заслон для фашистской оккупации Европы. Именно благодаря Советской Армии мы сейчас не кричим "хайль Гитлер" с подлинным или притворным энтузиазмом.

Но это не единственная услуга. Если бы Россия превратилась в еще одно промышленно развитое капиталистическое государство или империю, среди крупных капиталистических стран и их постоянно меняющихся союзов продолжалась бы борьба, как это происходило вплоть до 1945 г. С тех пор враждебность к СССР как к цитадели социализма стала основой для согласия или видимости согласия между ними.

Очнувшись после длительного экономического оцепенения под влиянием второй мировой войны, они были вынуждены продолжать развиваться и доказать способность возрожденного капитализма повысить уровень жизни, чтобы поставить заслон социализму. Более чем кому-либо мы обязаны нашим процветанием Ленину.

Аналогичный страх перед распространением советского влияния был важным фактором, содействовавшим повсеместной деколонизации, на которую так неохотно шел Запад.

"САМОЕ ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ ЯВЛЕНИЕ НА ЗЕМЛЕ"

Революция в Европе в XX веке смогла произойти только в России, где большинству населения было нечего терять. Это был один из тех высших моментов, выходящих за рамки простого существования, когда народ находит в себе силы бросить вызов судьбе, принципу "верую, ибо это невероятно", который изменил судьбу всего человечества.

Парламентский реформизм делает жизнь многих или большинства граждан удобно- скучной, но, судя по всему, он сводит гражданское самосознание к мещанским банальностям типа мечты о директорских привилегиях или перерывах на чай у рабочих. Оказавшись в этих сетях, под тяжестью мертвого груза множащихся своекорыстных интересов, коллективный разум оказался неспособным хотя бы на мысли или мечты о решительных преобразованиях в духе 1789 или 1917 годов или о каких-либо глобальных преобразованиях, которые необходимы сейчас, чтобы обеспечить выживание человечества. Наоборот, старая буржуазная заповедь "обогащайся" или "прежде всего построй царство мамоны" была вновь провозглашена со всей откровенной неприглядностью.

Однако будем надеяться, что Запад будет вынужден участвовать в дальнейшем соревновании с Советским Союзом, прежде всего в культурной и этической областях, и будет вынужден извлечь для себя новые уроки. В той же степени справедливо и то, что России есть чему поучиться у Запада, но не только в материальной или утилитарной сферах. Она стоит на пороге далеко идущих преобразований, готова к новым свершениям, и все говорит о том, что у нее есть решимость и руководство, которые позволят ей встать на этот путь. В духе возрождения социалистической активности и реализма 70-я годовщина революции отмечена реабилитацией всех тех, кто принимал в ней участие, а затем был уничтожен Сталиным. В то же время принципы мирного сосуществования воплотились в том, что после многолетних, терпеливых усилий Советский Союз вплотную подошел к заключению соглашения с Америкой об ограничении ядерных вооружений.

В 1935 г. канадский хирург Норман Бетьюн, который сражался на стороне Республики в Испании и погиб в Китае, действуя в антияпонском сопротивлении, был в Ленинграде на медицинской конференции. В своем выступлении он сравнивал революцию с рождением ребенка и говорил о России как о младенце, продолжающем бороться за свою жизнь: обидеть его, по его мнению, могут только мещане, страдающие "стерильностью души", слепцы, неспособные увидеть "самое впечатляющее со времен Реформации явление на земле, когда нарождается и развивается героический дух человека". Несмотря на все разочарования, которые постигли сторонников социализма с тех пор, есть все основания считать, что он был прав.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно