Примерное время чтения: 6 минут
170

РАЗОБЛАЧЕНИЕ. "Пятая колонна" в антивоенном движении

Наши читатели нередко спрашивают, почему сегодня мало слышно о троцкистах: чем они заняты в разных странах и пользуются ли хоть каким-то влиянием в мире.

Современный троцкизм не представляет собой единого целого, раскололся на враждующие между собой группы, оторванные от массового рабочего движения и выступающие под претенциозным названием "IV Интернационал".

Хотя его национальные секции действуют практически во всех развитых капиталистических и многих развивающихся странах, по некоторым данным, общая численность членов этих секций колеблется в пределах 70 - 100 тыс. человек. Идеологической основой современного троцкизма по- прежнему остается "теория перманентной революции" Троцкого, принесшая большой вред революционному движению. Нынешние троцкисты стараются примазываться к массовым политическим течениям современности - таким, например, как антивоенное движение.

Движение за мир пополняется все новыми течениями и организациями, охватывает все новые социальные слои населения в разных странах. Это, в частности, пытаются использовать противники движения за мир, стремясь столкнуть между собой антивоенные силы, действующие в несхожих политических и географических условиях. Именно таков метод и современного троцкизма.

В ЗНАМЕНИТОМ "Дневнике" братья Эдмон и Жюль Гонкуры рассказали об одном литературном критике. "Знаете, как мне удалось продержаться двадцать лет? - делился своей методой этот пройдоха. - Я менял свои мнения каждые две недели. Если бы я всегда утверждал одно и то же, меня знали бы наизусть, не читая".

Этот "критик" невольно вспоминается, когда знакомишься с деятельностью троцкистов в антивоенном движении в капиталистических и во многих развивающихся странах.

ПОД МАСКОЙ МИРОЛЮБИЯ

Всего каких-нибудь 10 - 15 лет назад они гневно клеймили любые действия в защиту мира как "несовместимые с целями и задачами революционного движения". Троцкистские идеологи на все лады варьировали известный лозунг Троцкого "война - мать революции", не придавая особого значения тому, какими трагическими последствиями для человечества чревата такая война.

Сегодня, если послушать тех же самых лидеров международного троцкизма, нет более радикальных борцов за мир, чем они. "Часто можно слышать, - сокрушался лидер латиноамериканских троцкистов Х. Посадас, - что троцкисты- де злодеи, так как они ратуют за атомную войну. Нет, мы не хотим войны..." Посадасу вторят и его французские коллеги. "Во все времена, - заявляют они, - стремление жить в мире всегда относилось к наиболее заветным чаяниям народов".

Цели. Однако, если, как указывал Ленин, "судить о людях не по тому блестящему мундиру, который они сами себе надели, не по той эффектной кличке, которую они сами себе взяли, а по тому, как они поступают и что они на самом деле пропагандируют", убеждаешься в том, что троцкистов по- прежнему мало беспокоит действительная борьба за мир и меньше всего волнуют судьбы человечества. Троцкистские заявления в защиту мира вызваны сугубо конъюнктурными расчетами.

Проникая в ряды борцов за мир, троцкисты хотят "убить сразу двух зайцев". Во-первых, там, где для этого представляется удобный случай, расколоть ряды антивоенной организации, привлечь на свою сторону ее членов и таким способом укрепить свою социальную базу. Во-вторых, дискредитировать миролюбивые предложения и инициативы стран социалистического содружества, внедрить в сознание сторонников мира антисоветизм и антикоммунизм, дабы хоть как-то нейтрализовать влияние стран социализма на участников антивоенной борьбы.

Методы. С этой целью троцкистами выдвинута собственная "программа мира". Она напоминает чемодан с двойным дном. Сверху - то, что для троцкизма несущественно. А то, что выражает действительную его суть, характеризует его как воинственного противника любых мирных предложений, - старательно прячется.

Стержень троцкистской программы составляют такие требования, как немедленный демонтаж ядерного оружия, завоевание армии на свою сторону, предоставление солдатам права вето на производство оружия, установление контроля за финансированием и производством атомного оружия со стороны народных масс и т. п. Максимализм, забегание вперед, ультралевая фраза, которые всегда были свойственны троцкизму, делают и эту программу заведомо нереальной.

Главный расчет такой программы сделан на то, чтобы представить троцкизм крайне левым полюсом антивоенного движения, вокруг которого и группировались бы все, кто по каким-то причинам не согласен или недоволен политикой социалистических стран и компартий в вопросах борьбы за мир. Иначе говоря, троцкистская про грамма призвана создать впечатление того, что троцкизм стоит "за" решение проблемы сохранения мира. Но он выступает "против" ее поэтапного решения, решения "наполовину". Мол, если уж действовать, то надо действовать "без оглядки", и если уж идти, то "до конца", т. е. до свержения мирового империализма.

Однако троцкистам плохо удается сохранять ореол ультрареволюционных борцов за мир. Сквозь их "овечью шкуру" отчетливо просматриваются "волчьи очертания" проповедников войны как универсального средства решения всех конфликтов и проблем. Тот же Посадас в одной из своих последних книг писал: "Война - это одно из наиболее выдающихся событий, которое способно потрясти общество и разрешить все его противоречия".

"ТРОЯНСКИЙ КОНЬ" РЕАКЦИИ

В стремлении же опорочить политику социалистических государств троцкисты пытаются противопоставить задачи их внешней политики целям антивоенного движения.

Вот как это пытается сделать один из идеологов парижского "объединенного секретариата IV Интернационала" Э. Мандель. "Массовым и сплоченным, - пишет он, - антивоенное движение может стать только как движение, независимое от любого правительства". Поскольку, говорит он, антивоенное движение в СССР и других социалистических странах поддерживает внешнюю политику своих правительств, постольку его нельзя считать "представляющим интересы народов своих стран", а значит, и полноправным участником всемирного движения за мир.

Нет ничего более далекого от правды. Основа внешнеполитического курса КПСС, Советского государства, так же как и других стран социалистического содружества, определяется их социально-экономическим строем. В СССР нет ни одной социальной группы, тем более класса, заинтересованного в войне и гонке вооружений, наживающегося на подготовке войны. Все планы Советского государства ориентированы на созидание, на мирное строительство. Советская военная доктрина носит оборонительный характер. Все это и предопределяет основные цели и задачи внешней политики СССР. Поэтому ее полностью поддерживают и одобряют советские люди. Их настроения и чаяния отражены в программных документах КПСС и в конкретной политике государства. Голос общественности в полную силу звучит в Верховном Совете при обсуждении внешнеполитических вопросов. Пропаганда войны в нашей стране - вне закона, что четко отражено в Конституции СССР.

Вот почему любые разглагольствования о необходимости "дистанцирования" антивоенного движения в социалистических странах от политики их правительств означают преднамеренное извращение их политической сути. Этим и занимаются современные троцкисты, стремясь в угоду милитаристским кругам Запада развести участников всемирного движения за мир "по разным квартирам" и тем ослабить его усилия по обеспечению международной безопасности.

Н. ВАСЕЦКИЙ, кандидат исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно