Победу социалистических революций во всех странах мира предсказывали Маркс, Энгельс, Ленин. Первые 20 лет существования Советского государства прошли под знаком мировой социалистической революции - ее ждали, пытались приблизить.
О том, почему не произошла и не могла произойти мировая революция, наш корреспондент И. СОЛГАНИК беседует с доктором исторических наук, профессором И. КРИВОГУЗОМ.
- Игорь Михайлович, известно, что концепция мировой социалистической революции была разработана В. И. Лениным. Им же в 20-е годы была выдвинута концепция мирного сосуществования Советского государства с капиталистическими странами. Как эти две концепции, во многом взаимоисключающие, связаны между собой, как происходила эволюция взглядов Ленина?
- Уже в 1908 г. Ленин заявил о необходимости всемирной революции пролетариата. Анализируя империализм, Ленин решающее значение придавал его негативным тенденциям и противоречиям, зрелости объективных предпосылок социализма и на этом основании оценил империализм как канун социалистической революции. Учитывая неравномерность общественного развития. Ленин считал, что социалистическая революция победит первоначально в одной или нескольких странах и что "социализм осуществят объединенными действиями пролетарии не всех, а меньшинства стран, дошедших до ступени развития передового капитализма".
Победив даже в одной стране, писал Ленин в 1915 г., ее пролетариат встанет "против остального, капиталистического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран, поднимая в них восстание против капиталистов, выступая в случае необходимости даже с военной силой против эксплуататорских классов и их государств". Хотя Россия не принадлежала к передовым капиталистическим странам, Ленин, проанализировав после Февральской революции соотношение сил в стране и в мире, решает, что российские трудящиеся могут положить начало мировой социалистической революции. "Мы... начали наше дело, писал Ленин об Октябрьской революции, - исключительно в расчете на мировую революцию". Ее победа представлялась тогда как создание Всемирной Федеративной Республики Советов.
Революционные социалисты всех стран рассматривали победу Октября как начало мировой социалистической революции. "Российский пролетариат, - заявляли революционные социалисты Германии, - воспринимается лишь как авангард мирового пролетариата".
С октября 1917 г. до лета 1920 г. Ленину представлялось, что пролетарские революции в более развитых странах победят "или сейчас же, или, по крайней мере, очень быстро", что революционные силы "близки к всемирной пролетарской революции". Летом 1919 г. он выражает уверенность, что "следующий июль мы встретим победой международной Советской республики...".
Ленин считал, что авангардом мировой социалистической революции Россия стала лишь временно, а последний решительный бой вспыхнет тогда, когда разразятся социалистические революции в наиболее развитых странах - они ожидались как основное звено мировой революции. В 1920 г., после того как не оправдались надежды на революцию в Европе, связанные с походом Красной Армии на Варшаву, казавшимся революционно - освободительным, Ленин окончательно приходит к мысли, что мировая социалистическая революция "будет... продолжаться много лет и потребует много трудов".
Ленин был в политике большим реалистом и очень чутко относился ко всем изменениям в мировом развитии. Он всегда считал, что если факты не укладываются в теорию, то надо менять теорию. Эта ленинская гибкость и чуткость к новому позволили ему первому разглядеть, что темпы революционного движения замедляются, а мировая революция затягивается.
Убедившись, что судьба обрекает нас на одиночество в капиталистическом окружении, - а Ленин разгадал смысл этой злой судьбы раньше, чем другие, - он добивается налаживания мирного сосуществования с капиталистическими странами.
Глубокий смысл ленинской концепции, соответствовавшей разработанной Лениным новой экономической политике, состоял в том, что она нацеливала нашу страну на сотрудничество, деловые отношения с капиталистическими странами, создание совместных предприятий, предоставление концессий и т. д. Если пролетариат Западной Европы еще не победил, считал Ленин, то надо привлечь капитал и заставить его служить целям возрождения экономики страны.
Что касается мировой революции, то на IV конгрессе Коминтерна и в январе 1923 г. Ленин характеризует ее уже как историческую перспективу, а не как "разворачивающуюся революцию" (1919 г.). Болезнь, а затем смерть помешали Ленину пересмотреть неоправдавшиеся надежды на мировую революцию.
- Были ли после смерти Ленина разногласия среди руководства партии большевиков по вопросу мировой революции?
- Силы были сгруппированы следующим образом. С одной стороны, Троцкий и Зиновьев считали, что невозможно построить социализм в России без помощи победившего пролетариата Западной Европы из-за отсталости страны.
Сталин на это очень убедительно возражал: если построить социализм в стране нельзя, каковы же перспективы России? Поскольку партии требовалась ясность перспектив, успех Сталина и поддерживавшего его Бухарина на том этапе был предопределен, несмотря на все красноречие Троцкого и логичность рассуждений Зиновьева.
Из-за борьбы за власть эти расхождения приобрели особую остроту и привели в конечном итоге к расколу, а затем и уничтожению Сталиным противников - сначала политическому, а потом физическому.
- Чем, с точки зрения большевиков, объяснялось то обстоятельство, что мировая социалистическая революция не произошла?
- Ленин, объясняя это обстоятельство, очень часто говорил о предательстве социал-демократов, оппортунистов. Но оппортунисты не могли быть предателями потому, что они никогда не выступали за мировую революцию - как известно, предают только свои, а они всегда были в этом вопросе чужими.
Вспомним высказывание Маркса: "Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора..." В этом я вижу главную причину того, почему не произошла и не могла произойти мировая революция, - капитализм свои возможности отнюдь не исчерпал, он был очень силен и сейчас силен и экономически, и политически. Настолько, что мы до сих пор не можем догнать его, несмотря на объективные преимущества социализма.
- Не могли бы вы привести примеры, мак установка на мировую революцию влияла на нашу внешнюю политику?
- Большое искусство - не смешивать в одно государственную политику СССР и политику Коминтерна - организации, созданной для руководства всемирной революцией, давалось не всем. И некоторые видные дипломаты - Чичерин, Красин, Раковский часто протестовали против того, что Коминтерн мешает их переговорам с капиталистическими странами.
Выступления Коминтерна в духе проклятия всех империалистов и их прислужников - социал-демократии очень мешали реализации ленинской концепции мирного сосуществования.
Скажем, в 1924 г. Х. Раковский в Лондоне вел переговоры с правительством Макдональда, причем само это правительство считало своей задачей нормализовать отношения с СССР. В этой ситуации очень негативные последствия имело выступление Зиновьева, в то время возглавлявшего Коминтерн, в котором он назвал Макдональда прихвостнем империализма.
Позже, когда Коминтерн стал проводником сталинской политики, различить, где Коминтерн, а где советская дипломатия, становилось все труднее.
- Не могли бы вы обобщить - как сказался культ личности Сталина на мировом коммунистическом движении? В чем заключалась сталинская концепция мирового развития и в чем, собственно, ее отличие от той, которая вплоть до недавнего времени присутствовала в партийных документах?
- Несколько поколений коммунистов не только в нашей стране, но и во всем мире воспринимали ленинизм из рук Сталина, в его интерпретации. И поскольку во второй половине 70-х годов мы столкнулись с тем, что некоторые компартии в Западной Европе заговорили о недостаточности и узости ленинизма, мы должны отдавать себе отчет, что они выступали против ленинизма в интерпретации Сталина.
Видимо, Сталин в 30-е годы стал большим скептиком в отношении мировой революции, хотя точных сведений об этом нет. Сталин всегда подчеркивал ведущую роль Советского Союза в мировом революционном процессе, и на VII конгрессе Коминтерна было сказано, что те успехи, которых добился СССР, - это новый этап всемирной социалистической революции. То, что после поражения республиканцев в Испании, распада Народного фронта во Франции все надежды коммунистов связывались только с СССР, благоприятствовало полному подчинению Коминтерна политике сталинского руководства. По инициативе Сталина Коминтерн, как известно, на основе ложных обвинений распустил Компартию Польши. В СССР были репрессированы сотни руководителей компартий зарубежных стран.
После второй мировой войны концепция мирового развития трактовалась Сталиным как концепция борьбы двух лагерей демократического, во главе с СССР, и лагеря империализма. Победить империализм Сталин предлагал под лозунгами борьбы за мир, демократию и национальную независимость. На XIX съезде партии Сталин прямо заявил, что задача коммунистов заключается в том, чтобы поднять знамя борьбы за национальную независимость, демократические свободы, а буржуазия, заявил он, выбросила эти знамена за борт. Это была большая недооценка буржуазии, мешавшая правильной ориентации компартий, особенно в зоне национально- освободительного движения.
Концепция борьбы двух лагерей была схематична и игнорировала многие изменения, происходившие в мире. В частности, до середины 50-х годов мы недооценивали значение победы национально - освободительных и других революций в Индии, Индонезии, других странах Юго- Восточной Азии и Ближнего Востока. Неру квалифицировался как ставленник английского империализма, а не как вождь освободительного движения в Индии. Только во второй половине 50-х годов эти схематичные представления о мировом прогрессе мы пересмотрели для того, чтобы вернуться, казалось бы, к первоистокам - к идее всемирной социалистической революции.
На международных совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в Москве. в 1957 и 1960 гг., была выдвинута концепция единого мирового революционного процесса, указаны его основные движущие силы. Утверждалось, что эти силы сливаются в единый поток, который и похоронит империализм. Концепция эта не выдержала проверки временем, оказалась недостаточной для того, чтобы отразить всю сложность и многообразие мирового развития. Поэтому сейчас, как основа нового политического мышления, разрабатывается новая концепция мирового прогресса.
Революционные процессы в мире разнообразны: с одной стороны, идет переход к социализму как от капитализма, так и от докапиталистических формаций, но еще шире распространен другой процесс - переход от докапиталистических формаций к капитализму. Отождествлять эти два революционных процесса нет никаких оснований.
Думаю, что необходимо пересмотреть представления об общем кризисе капитализма, реалистически оценить развитие капитализма. Очевидно, нельзя видеть в мировом социализме главную пружину общественного прогресса в любой стране, сводить к противоборству двух систем суть любых региональных конфликтов.
- Наконец, последний вопрос. Мне приходилось слышать мнение, что распространение фашизма в Европе было своеобразной защитной реакцией на наши попытки распространения коммунизма.
- Фашизм очень спекулировал на этом. Но, наверное, нельзя утверждать всерьез, что наша широкая пропаганда мировой революции привела к возникновению фашизма.
Фашизм был ответом германского империализма на поражение 1918 г. и на рабочее движение, угрожавшее его существованию. Но рабочее движение в Германии имело глубокие корни в своей стране и существовало независимо от того, был Коминтерн или нет, был Советский Союз или его не было.
Фашистам жупел всемирного коммунизма был очень кстати. Надо сказать, что до сих пор наша концепция мирового революционного процесса является своего рода жупелом для тех, кто не хочет улучшения отношений с СССР. Обычно ссылаются на статьи нашей Конституции, где говорится, что мы будем помогать всякому освободительному движению, и на этом основании делают вывод, что СССР, прикрываясь разговорами о мире, готов в любой момент вмешаться во внутренние дела других стран.
Главная же причина того, почему нам следует отказаться от концепции мирового революционного процесса, заключается в том, что эта концепция нереалистична и неадекватно отражает происходящие в мире процессы.