Известно, что на современном этапе взаимоотношения коммунистов и верующих характеризуются сближением точек зрения по таким вопросам современности, как отношение к войне и миру, по вопросам освободительной, антиимпериалистической борьбы. Но буржуазная печать, разного рода "радиоголоса" трактуют это явление как признак "идеологического капитулянтства" коммунистов. Как опровергнуть эти утверждения?
А. Симонян, пос. Пронск, Рязанская обл.
Н. КОВАЛЬСКИЙ, доктор исторических наук, профессор.
ПОДМЕЧЕНО ВЕРНО: определенное сближение позиций у коммунистов и верующих действительно наблюдается. Вспомним, например, "мятежную церковь" в странах Латинской Америки, совместное участие атеистов и верующих в маршах мира, пастырское послание католических епископов США, поставивших под сомнение ядерную политику Рейгана, и т. д. (Подробнее об этом см. "АиФ", 1985. N 16.)
Но тут же подчеркнем, что коммунисты далеки от идеализации верующих, так как сознают, что империалистические силы намеренно и активно стремятся использовать религию для идейно-политического воздействия на массы. В этих целях они прибегают к услугам не только наиболее реакционной части духовенства из среды высшей иерархии. Для этого используются и христианско-демократические партии, находящиеся у власти.
КЛЕРИКАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА СЛУЖБЕ ИМПЕРИАЛИЗМА
Создавая свои молодежные, женские и другие организации, реакционные клерикалы стремятся расколоть ряды трудящихся. Монополии финансируют такие организации и партии, эксплуатирующие религиозные чувства трудящихся, их суеверия и предрассудки.
Так, например, о заинтересованности правящих кругов США в том, чтобы поставить религиозное оружие на службу внешней политике, неоднократно заявлял З. Бжезинский. Самое пристальное внимание уделяет американская администрация работе с религиозными кругами как в США, так и за рубежом. Наряду с ЦРУ и другими правительственными ведомствами этим занимается и Белый дом. Религиозная риторика его "хозяина", рассуждения о "добре и зле" в современном мире, призывы к "крестовому походу" - все это преследует вполне четкую цель: оправдать экспансию американского империализма на мировой арене.
Клерикальная реакция проявляет себя в различных областях. В идейно-политической - это борьба против марксистско- ленинского учения, коммунистического движения, против реального социализма. Причем современный клерикальный антикоммунизм проявляет себя весьма активно, всесторонне "обслуживает" современный империализм, становится более утонченным, чем в прошлом. Широко используется аргументация, заимствованная у нынешних ревизионистов и оппортунистов.
В социальной области реакционная роль клерикализма проявляется в противодействии политическим и идейным течениям, выступающим за смену капиталистического строя социалистическим, в попытках расслоить рабочий класс, помешать развитию антимонополистической борьбы, забастовочного движения.
В области международных отношений деятельность клерикальной реакции выражается в открытой или завуалированной поддержке империалистической внешней политики США и НАТО, в отвлечении верующих от активной борьбы, против гонки вооружений, в стремлении насаждать своими специфическими средствами антисоветизм, в частности миф о "советской угрозе".
СУТЬ ПОЗИЦИИ КОММУНИСТОВ
Как же относятся коммунистическое движение, зарубежные коммунистические партии к различным формам религиозной активности в современном мире, к стремлению империализма манипулировать религией в своих целях?
Еще В. И. Ленин разъяснял, что борьба против религии не самоцель. Цель - осуществление исторической миссии рабочего класса, то есть замена капитализма социализмом. А решение этой задачи достигается на путях классовой борьбы. "Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе, - писал В. И. Ленин. -...Мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией", - добавлял он.
Коммунисты исходят из того, что, во-первых, проблемы религии и религиозных сил следует оценивать, учитывая происходящие в современном мире социально-политические перемены: во-вторых, трудящиеся верующие представляют собой важную силу в антимонополистической борьбе, в борьбе за коренные социальные преобразования; в-третьих, массы верующих заинтересованы в предотвращении новой мировой войны, в успехе борьбы за мир.
Нельзя, конечно, утверждать, что сотрудничество между коммунистами и верующими, передовыми представителями религиозных кругов всегда протекает гладко, что на его пути не встречаются трудности.
Ленин подчеркивал, что, идя на политические компромиссы, необходимо уметь "сохранить, укрепить, закалить, развить революционную тактику и организацию, революционное сознание, решимость, подготовленность рабочего класса и его организованного авангарда, коммунистической партии".
Понимая, что политические компромиссы между коммунистами и религиозными силами необходимы, потому что они помогают добиваться единства действий и сотрудничества трудящихся масс, коммунисты решительно отвергают компромиссы мировоззренческого характера.
В диалоге между марксистами и христианами случалось, что этот принцип подвергали забвению. Особенно преуспел в этом французский ревизионист Роже Гароди, который в конечном счете поставил себя действительно вне марксистской науки, вне коммунистического движения.
Сегодня во взаимоотношениях коммунистов и верующих получил признание курс на практическое сотрудничество в решении важнейших проблем, стоящих перед трудящимися и всем человечеством. Именно в этом направлении стал развиваться диалог в 70-80-е годы.
Форма диалога, основанная на конкретном сотрудничестве, нашла выражение, например, в регулярных встречах марксистов и христиан в рамках мероприятий Международного института мира (Вена), Всемирного Совета Мира, Международного комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, в виде совместного участия в других международных массовых движениях и организациях. Манифестацией уважения позиций друг друга стали совместные марши мира, антивоенные демонстрации в 80-е годы.
Важно отметить: такое сотрудничество в интересах дела мира помогает противостоять давлению, оказываемому на верующих и их организации со стороны империалистических сил.