[Есть ответы] Ваши вопросы от 22.10.1984

   
   

Расскажите о порядке работы с письмами трудящихся в центральных ведомствах.

Н. Сорокина, Троицк.

На вопрос отвечает первый заместитель заведующего Отделом писем ЦК КПСС В. И. ЛОБУСОВ.

ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ к человеку, его заботам и нуждам, учет предложений граждан при решении важных союзных и региональных задач - одно из важнейших завоеваний трудящихся социалистического государства, составная часть демократизма нашего строя.

В стране функционирует четкая система работы с письмами и заявлениями граждан, поступающими в партийные, государственные и общественные организации.

Ежедневно в адрес ЦК КПСС поступает 1,5 - 2 тыс. писем, около 100 посетителей принимается работниками аппарата ЦК. Все письма внимательно прочитываются ответственными работниками, как правило, в день поступления и в зависимости от содержания направляются руководителям отделов ЦК КПСС, министерств и ведомств, местным партийным и советским органам. Некоторые письма проверяются с выездом на место работниками аппарата ЦК КПСС.

Значительную часть писем ежедневно рассматривают секретари ЦК КПСС. Регулярно о письмах трудящихся докладывается Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР товарищу К. У. Черненко.

Для руководящих органов партии систематически представляются обзоры писем, в которых сообщается, о чем пишут граждане в ЦК КПСС, какие вносят предложения, что одобряют, какие высказывают замечания. По этим обзорам, а также отдельным письмам граждан нередко принимаются и постановления ЦК КПСС.

Работа Отдела писем, других отделов ЦК КПСС с письмами трудящихся периодически проверяется Центральной Ревизионной Комиссией КПСС. Недавно таким образом была проверена работа Отдела писем ЦК КПСС.. Четкая система работы с обращениями граждан действует и в государственных органах страны. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума, Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" государственные и общественные органы обеспечивают гражданам СССР условия для осуществления провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР и советскими законами прав вносить в государственные органы и общественные организации в письменной и устной форме предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. За период после XXVI съезда КПСС отделы ЦК КПСС регулярно проверяли ход выполнения решений XXVI съезда партии, последующих постановлений ЦК КПСС по вопросам работы с письмами и устными обращениями трудящихся на местах и в центре. Проверено 15 министерств и ведомств. Итоги проверок показали, что, выполняя решения XXVI съезда КПСС, центральные ведомства много сделали для совершенствования работы с обращениями граждан. Были вскрыты и недостатки.

Этим же документом определено, что органы Союза ССР (т. е. центральные министерства и ведомства) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан, относящиеся к вопросам ведения Союза ССР. По иным же вопросам обращения граждан рассматриваются соответствующими республиканскими и местными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями (статья 2).

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР утверждено Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. На основе этого документа в министерствах и ведомствах утверждены Инструкции по работе с письмами и предложениями граждан, созданы структурные подразделения, контролирующие выполнение требований инструкций.

Состояние этой работы, отношение к ней коммунистов регулярно рассматриваются на коллегиях министерств, партийных комитетах и собраниях коммунистов аппарата. Изменилось к лучшему отношение к этому важному участку руководящих кадров, возросла их ответственность за создание в центральных аппаратах, подведомственных организациях и учреждениях чуткого отношения к обращениям граждан. Руководители центральных ведомств, их заместители, члены коллегий активнее стали участвовать в Днях открытого письма на местах, выступать в печати; по радио и телевидению, на рабочих собраниях с информацией о работе с обращениями граждан. Руководство центральных министерств и ведомств ведет личный прием граждан.

Например, в Президиуме Верховного Совета СССР прием посетителей ведут ответственные работники, консультанты приемной. Регулярно, не реже трех раз в неделю, прием ведет заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Со всеми письмами, поступающими в центральные ведомства, ведется кропотливая работа, главная цель которой - оказать содействие гражданам в решений их вопросов, выявить тенденции в работе местных органов с заявлениями, предложениями и жалобами граждан, подготовить информацию для руководящих органов, а в ряде случаев на основе этих материалов принять соответствующие решения.

Например в январе 1984 г. на основе сигналов трудящихся Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, обязывающее соответствующие министерства принять дополнительные меры по охране воздушной среды в г. Кемерово. Совету Министров СССР поручено подготовить предложения, направленные на повышение эффективности всей системы управления и контроля за состоянием окружающей среды. Президиум Верховного Совета СССР специально рассматривал обращения трудящихся по вопросам бережного отношения к хлебу.

В соответствии с Законом Союза ССР о Прокуратуре СССР высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, иными организациями и должностными лицами возлагается на Генерального Прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура СССР регулярно осуществляет проверку состояния работы с обращениями граждан в центральных министерствах и ведомствах.

Большая работа с обращениями трудящихся и молодежи проводится Комитетом народного контроля. СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ.

В стране осуществляются крупные меры по последовательному проведению принципов социалистического демократизма во всех сферах общественной жизни. Подтверждением тому служит и практика работы с заявлениями, предложениями и жалобами граждан, реальность участия трудящихся в управлении делами общества, гарантированное Конституцией СССР право получить удовлетворение каждой законной просьбы.

* * *

Расскажите, пожалуйста, о теледебатах между президентом Рейганом и кандидатом на этот пост от демократической партии У. Мондейлом. Каково их значение в предвыборной кампании?

С. Романенко, лектор, Вологда.

КАК ВЫ, вероятно, знаете, Р. Рейган и У. Мондейл провели два раунда дебатов, которые состоялись соответственно 7 и 21 октября. В первом туре обсуждались внутриэкономические проблемы, во втором - внешнеполитические. По мнению большинства обозревателей в США, победу в этих встречах "лицом к лицу с соперником" одержал кандидат от демократической партии У. Мондейл. Как писала "Вашингтон пост", Рейган был "скован", "растерян" и "ему не хватало слов". Газета отмечает, что "старый актер, бледная тень 1980 г., пропускал реплики, сбивался с мысли, терялся, без успокаивающей бумажки он выглядел одиноким и испуганным".

Президенту было от чего чувствовать себя не в своей тарелке. Ведь, по словам Мондейла, в результате "знахарской рейганомики" число людей, живущих в США за чертой бедности, увеличилось на 8 млн. человек. Миллионы американцев ощутили на себе пагубные последствия многомиллиардных сокращений социальных программ. Тяжелым бременем для подавляющего большинства граждан США стала и налоговая политика администрации Рейгана. Не зря Мондейл напомнил своему оппоненту, что вице-президент Дж. Буш заплатил в 1983 г. меньший процент со своих доходов в виде налогов, чем уборщица, которая убирает его кабинет. Ничего вразумительного нынешний хозяин Белого дома не смог сказать и по поводу беспрецедентно возросших дефицита федерального бюджета и государственного долга страны. Еще более неуклюжими были ремарки президента в связи с его опасной авантюристической внешней политикой, чреватой угрозой войны на Земле и в космическом пространстве.

Итак, можно считать, что победа досталась Мондейлу. Однако необходимо заметить, что по своему характеру она весьма условна. Ибо, согласно опросам общественного мнения, Рейган по-прежнему продолжает опережать своего конкурента на несколько пунктов. Были случаи, конечно, в истории США, когда теледебаты помогали одному из претендентов на президентское кресло обойти соперника. Вместе с тем они отнюдь не являются решающим моментом в борьбе за Белый дом. Смысл их в другом - продемонстрировать "демократичность Америки", которая якобы выносит на беспристрастный суд граждан страны вопрос о будущем президентской власти. Привлекательная пропагандистская обертка, однако, не стоит содержимого. Дело в том, что и "Слон" и "Осел" - из одного стойла, принадлежащего финансовым и промышленным магнатам США. Борьба идет лишь между их различными кланами, которые хотели бы видеть в Вашингтоне своего человека. Все или почти все здесь решают деньги. Недаром даже американская пресса пишет, что президентов рекламируют и продают, как зубную пасту, а голоса избирателей соответственно покупаются, как товар. В этом контексте и следует воспринимать суть состоявшихся дебатов между Рейганом и Мондейлом. Кстати, отмечая их, в общем-то, корректный характер, печать США указывает и на то, что Рейган в свою очередь также нанес немало неприятных уколов своему оппоненту, напомнив американцам о нелицеприятной деятельности администрации Картера, в которой Мондейл был вице-президентом. В те годы Америка тоже не была избавлена от проблемы непомерного федерального долга и дефицита госбюджета, инфляции и безработицы. И это лишь толика того бремени, которое годами несут на своих плечах миллионы американцев. Изменить что-либо в этой ситуации ни теледебаты, ни другие ухищрения буржуазной "демократии" не могут.

* * *

Известно, что у нас выходит множество периодических изданий. Но мне кажется, что таких, в которых целенаправленно освещались бы достижения советской науки и техники, пути и результаты их внедрения в производственную практику, недостаточно. Предполагается ли в ближайшем будущем выпуск такого рода изданий?

А. Соколов, лектор, Свердловск.

В НАШЕЙ СТРАНЕ выпускаются сотни изданий по проблемам научно-технической революции. Недавно начал выходить журнал "Наука в СССР". Вы правы в том, что ощущается отсутствие обобщающего информацию межотраслевого издания.

Чтобы окончательно убедиться в необходимости такого рода издания, в издательстве "Знание" в прошлом году выпущено пять экспериментальных номеров бюллетеня "НТР: проблемы и решения". Они были обсуждены в различных научных и промышленных центрах страны. Сотни читательских отзывов послужили основой для окончательной отработки содержания нового издания и форм подачи публикуемых материалов.

Основная задача этого издания - оперативно информировать лекторов, пропагандистов, широкие круги научно-технической общественности, специалистов и руководителей народного хозяйства всех уровней - от предприятия до отрасли - о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, актуальных для решения ключевых и народнохозяйственных задач.

К обсуждению проблем привлекаются ведущие ученые и организаторы производства. Их рекомендации будут подкреплены целенаправленно отобранной информацией (об изобретениях, патентах, диссертациях, научно- технических отчетах, конференциях, выставках, передовом опыте и т. д.) с указанием адреса для запроса заинтересованными лицами и организациями.

В партийных документах отмечалось, что задача соединения на деле преимуществ нашего социалистического строя с достижениями научно- технической революции в настоящее время приобретает особо актуальное значение в силу того, что развитие науки и техники стало одним из главных направлений соревнования между социалистической и капиталистической системами.

Бюллетень "НТР: проблемы и решения" будет знакомить читателей с наиболее значительными разработками советских ученых.

В одном из экспериментальных номеров бюллетеня опубликовано интервью с начальником технического управления Минэнергомаша К. А. Бычковым о создании и освоении в короткие сроки серийного производства газоперекачивающих агрегатов большой мощности ГТН-25 для магистрали "Сибирь - Западная Европа". Запуск в серийное производство новой конструкции происходил в условиях, когда санкции президента США поставили под угрозу всю программу "Газ - трубы". Как подчеркнул К. А. Бычков, "мы не только собственными силами разрешили комплекс сложнейших научно-технических задач. Создали машину, теснящую зарубежные аналоги на мировом рынке. Плюс к тому обогатились опытом ускоренного внедрения. Наконец, доказали, что управлять из Вашингтона нашими внешнеэкономическими связями, техническим прогрессом социалистического производства - затея вздорная".

С января 1985 г. бюллетень "НТР: проблемы и решения" будет выходить периодически, два раза в месяц. Индекс по каталогу "Союзпечати" - 70198.

Ответы подготовили: В. ГАНИЕВ, Н. КОРНЕВА.

Смотрите также: