Разъясните, пожалуйста, почему на выборах в Советы у нас по избирательному округу баллотируется только один кандидат.
В. Волгин, Магадан.
На вопрос читателя отвечает доктор исторических наук, профессор Н. ДЕМОЧКИН.
В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ отсутствуют эксплуататорские классы и какие бы то ни было социальные группы с противоположными, антагонистическими интересами. Это делает естественным и закономерным единство основных целей общественных организаций и коллективов трудящихся, объединенных под руководством КПСС, а значит, и единство той платформы, с которой они выступают на выборах.
Советский избирательный закон никогда не препятствовал выдвижению по округу нескольких кандидатов. Более того, Положение о выборах в местные Советы (ст. 84), а также Закон о выборах в Верховный Совет СССР (ст. 44) обязывают избирательные комиссии зарегистрировать всех выставленных кандидатов и включить их в алфавитном порядке в избирательные бюллетени. Однако многолетняя практика выборов сложилась в нашей стране так, что по каждому округу баллотируется один кандидат, о выдвижении которого в процессе предвыборной кампании договариваются все действующие в округе общественные организации и трудовые коллективы.
Главное не в том - один, два или более кандидатов в депутаты будет выдвинуто по избирательному округу, а в том, что отбор кандидатур осуществляется на подлинно демократических началах, в процессе всестороннего обсуждения деловых и политических качеств кандидата, И делается это на предшествующих голосованию стадиях избирательной кампании. Как это происходит?
В соответствии со статьей 100 Конституции СССР ни один человек, кто бы он ни был, не имеет права выставить сам себя кандидатом в депутаты, как это нередко бывает в капиталистических странах. Такое право у нас предоставлено только общественным организациям и общим собраниям трудящихся заводов, фабрик, колхозов, учреждений. Причем кандидатуры на этих собраниях могут предлагаться как от имени общественных организаций, так и отдельными гражданами.
Нередко на предварительной стадии выдвижения кандидатур их предлагается несколько. Так было, например, во время избирательной кампании по выборам в Верховный Совет РСФСР десятого созыва на московском заводе "Серп и молот". Предложенные кандидатуры обсуждались на проводившихся в цехах собраниях трудовых коллективов, где каждый присутствующий имел возможность высказать свое мнение, заявить отвод, предложить новую кандидатуру. После всестороннего обсуждения предпочтение было отдано сталевару Герою Социалистического Труда В. Коптеву, который и был единодушно выдвинут кандидатом в депутаты на предвыборном собрании коллектива завода.
О том, что выдвижение кандидатов производится действительно на демократической основе, свидетельствуют факты.
Так, в результате обсуждения на собрании первоначально предложенные кандидатуры нередко отводятся, а вместо них кандидатами в депутаты выдвигаются другие граждане. Это, как правило, происходит при выборах в местные Советы.
Следующий тур отбора претендентов - окружные предвыборные совещания. На них представители общественных организаций и коллективов трудящихся соответствующего избирательного округа еще раз обсуждают все выдвинутые по округу кандидатуры и договариваются о поддержке единого кандидата. Его имя и вносится в бюллетени для тайного голосования, а остальные претенденты либо сами снимают свои кандидатуры, либо это делают за них те организации, которые их выставляли.
Но, разумеется, согласованное выдвижение еще не является гарантией избрания кандидата депутатом. В конечном счете все решается во время голосования, которое служит как бы последней проверкой обоснованности отобранных кандидатур. О неформальности такой проверки свидетельствует статистика. Так, во время последних выборов в местные Советы в 1982 г. было забаллотировано 65 кандидатов. В этих округах состоялось новое выдвижение кандидатов и были проведены новые выборы.
Участие избирателей в предварительном отборе кандидатов в депутаты, их решающее слово в самом голосовании во время выборов, а также практикующееся конституционное право досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей (в 1983 г., например, из местных Советов было отозвано 394 депутата), обеспечивают в СССР подлинно народное представительство.
* * *
Стоимость поездки на общественном транспорте в нашей стране самая низкая в мире, и мы этим по праву гордимся. Но, с другой стороны, затраты на него из-за высокой цены на топливо значительны и постоянно растут. Какой же выход?
В. Соболев, пропагандист, Архангельск.
На вопрос отвечает доктор технических наук А. ЧЕБОТАРЕВ.
ЧИТАТЕЛЬ ПРАВ: затраты государства на общественный транспорт значительны. Только в Российской Федерации, например, в 1984 г. расходы превысили 620 млн. руб., а доходы от эксплуатации составили всего 331 млн. руб. Каждая поездка пассажира в автобусе обходится государству в 8 коп., на троллейбусе - в 6,6, а в трамвае - в 6,2 коп.
В целом в настоящее время государство принимает на себя почти половину расходов на общественный транспорт.
Дотации на транспорт будут возрастать и в дальнейшем в связи с повышением его комфортабельности. Однако, несмотря на большие расходы, повышения платы за проезд, которая, кстати, в СССР во много раз ниже, чем в развитых капиталистических странах, - не предусматривается. Вопрос ставится об улучшении хозяйствования в этой сфере, рачительном расходовании моторного топлива.
Его доля в себестоимости автобусных перевозок составляет сегодня 19-21%, а такси - 18-19%. В общем же объеме потребления на долю транспорта приходится почти половина светлых нефтепродуктов, изготовляемых в стране.
Основные меры, предусмотренные Энергетической программой СССР, по снижению расхода жидких нефтепродуктов на транспорте хорошо известны. Это дизелизация автопарка страны, которая позволит экономить 25-30% жидкого топлива, применение транспортных средств, работающих на сжатом и сжиженном природном газе, что дает экономию 6-7 тонн топлива в расчете на каждый грузовой автомобиль.
К этому следует добавить, что существенным резервом экономии моторного топлива является улучшение конструкции и повышение аэродинамических качеств автомобилей. ЗАЗ-1102, например, будет расходовать только 5,6 литров бензина на 100 километров, вместо 7-8 литров у старой модели "Запорожца".
Сократят потребление топлива добавки метанола, метилтретилбутилового эфира и других синтетических компонентов. Большую роль в деле экономии сыграют двигатели с керамическими деталями, которым не нужна система охлаждения. Эти так называемые адиабатные двигатели, по расчетам, почти на треть экономичнее существующих.
Многое, конечно, зависит от внедрения передового опыта по экономному вождению, точного учета и научно обоснованного нормирования расхода топлива на автотранспортных предприятиях. То есть от самих работников этой важнейшей отрасли народного хозяйства.
* * *
Урегулирован ли конфликт между Аргентиной и Англией вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов?
Б. Ливанов, Курган.
В ПРЕДДВЕРИИ 1985 г. министр иностранных дел и культа Аргентины Данте Кануто вновь заявил, что проблема суверенитета над Фолклендскими (Мальвинскими) островами по-прежнему остается "яблоком раздора" между Аргентиной и Великобританией.
Напомним, что эти острова расположены в Южной Атлантике в 500 км от побережья Аргентины и в 12 тыс км от Великобритании. На них проживают 1800 выходцев из Англии.
2 апреля 1982 г. между ближайшим партнером США по НАТО Великобританией и Аргентиной вспыхнул вооруженный конфликт.
Военные действия в воздухе, на воде и на суше длились 74 дня. Завершились они 14 июля 1982 г. капитуляцией аргентинских войск на архипелаге.
И Англии и Аргентине конфликт стоил сотен человеческих жизней и колоссальных расходов. Только на средства, затраченные Великобританией, констатировала английская "Дейли экспресс", можно было бы выдать каждому островитянину, включая детей, по миллиону фунтов стерлингов или построить в Британии 90 тыс. домов.
Предыстория конфликта вкратце такова. Согласно аргентинским источникам, испанский мореход Гомес в 1520 г. открыл в Южной Атлантике острова, которые он назвал Мальвинскими. Англичане же утверждают, что первооткрывателем этого архипелага был в 1592 г. английский мореплаватель Джон Дэвис.
В 1816 г. на южноамериканском континенте провозгласили свою независимость от испанской короны Объединенные провинции Ла-Платы (современная Аргентина). Молодое государство предъявило права на архипелаг и 6 ноября 1820 г. подняло там свой флаг. Однако в 1833 г. Британия отправила на острова военную экспедицию и силой объявила их своей колонией.
С тех пор вот уже полтора века Аргентина добивается от Великобритании возвращения островов. Этот вопрос неоднократно рассматривался и на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Уже в 1963 г. эта международная организация включила Фолклендские (Мальвинские) острова в перечень территорий, подлежащих деколонизации, и приняла резолюцию с призывом к Англии и Аргентине решить спор о суверенитете над архипелагом мирным путем. Однако переговоры зашли в тупик.
В декабре 1983 г. в Аргентине на смену военной хунте пришло выборное гражданское правительство во главе с президентом республики Раулем Альфонсином. Оно заявило о своем стремлении к мирному урегулированию проблемы. О подобных же намерениях говорилось и в заявлении официальных представителей Лондона.
В июле 1984 г. в швейцарском городе Берне состоялась первая после разрыва дипломатических отношений встреча высокопоставленных дипломатов Англии и Аргентины. Однако уже на следующий день эти переговоры были прерваны. Причиной явился категорический отказ Англии включить в повестку дня переговоров о нормализации отношений между обеими странами вопрос о суверенитете над архипелагом, который аргентинские представители рассматривали как центральный. В августе того же года Комитет ООН по деколонизации призвал правительства Аргентины и Великобритании возобновить переговоры для скорейшего мирного решения вопроса, что, как подчеркивалось в документе этого Комитета, "является единственным способом положить конец проявлению колониализма в отношении Фолклендских (Мальвинских) островов". И вновь последовал категорический отказ Лондона.
Заявляя на словах о желании вести переговоры с Аргентиной, а на деле срывая их, Англия тем временем осуществляла милитаризацию островов, превращая их в "крепость Фолкленды". По сообщению английского еженедельника "Экономист", осуществление планов только в 1983 - 1987 гг. обойдется британской казне в 2,3 млрд. ф. ст. Здесь уже ведутся работы по расширению и модернизации в военных целях аэродрома, способного принимать любые самолеты. Идет строительство мощной радиолокационной станции и базы ВМС. Постоянную прописку здесь получили эскадрильи истребителей-бомбардировщиков с вертикальным взлетом и посадкой "Харриер", 9 истребителей - бомбардировщиков "Фантом", военно-транспортные самолеты "Геркулес". Судьба островов не может не волновать латиноамериканскую общественность, поскольку в непосредственной близости от стран региона создается крупный военный анклав НАТО под руководством США.
Таким образом, конфликт между Англией и Аргентиной остается неурегулированным. События, связанные с ним, еще раз показали колониальную, хищническую политику империализма Англии и США. Этот пример свидетельствует о том, что Вашингтон и Лондон готовы проводить политику "с позиции силы" даже в отношении своих союзников, уступающих им в военном и экономическом отношении. Это, собственно, и есть одно из проявлений межимпериалистических противоречий в наш XX век.
* * *
Вы писали о том, что многие студенты в капиталистических странах вынуждены работать, чтобы прокормить себя. Разве они не получают стипендий?
С. Быков, Львов.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТМЕТИМ, что ни в одной стране капитала нет единой системы государственных стипендий.
В США только 1/6 часть студентов получает стипендии от государства, в Австрии - 10%, во Франции - 14%, в Японии - 20% студентов обеспечены государственной стипендией, составляющей 6% прожиточного минимума.
Государственная помощь студентам оказывается и путем предоставления займов, подлежащих выплате после завершения учебы. "Для получения государственной помощи, - гласит "Закон о высшем образовании", принятый в США в 1966 г., - студент должен испытывать исключительные финансовые затруднения и не иметь возможности продолжать учебу без данного вида безвозмездной помощи". Министерство социальных служб США прокомментировало это положение закона следующим образом: "Максимум 1 тыс. долл. в год может быть предоставлена студенту, чьи родители не в состоянии помочь практически ничем, а расходы на обучение в вузе должны быть по крайней мере вдвое больше этой суммы".
Чтобы оплатить расходы на образование, молодежь капиталистических стран вынуждена совмещать учебу и работу не только в период летних каникул, а на протяжении всей учебы. По данным министерства труда США, доля студентов университетов и колледжей, работающих по найму, колеблется от 26 до 43%. Среди старшекурсников она составляет более половины.
Высокая плата за обучение обусловливает большой отсев студентов из вузов: во Франции он достигает 70%, в США во многих вузах - 50%. Покидают вуз до его окончания, как правило, представители малообеспеченных семей.
Ответы подготовили: В. ЕВСТИГНЕЕВ, В. ЕНИКЕЕВ.
Смотрите также:
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 05.05.1986 →
- [Есть ответы] Ваши вопросы от 04.02.1985 →
- МНЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ (17.06.1985) →