Примерное время чтения: 10 минут
102

[Есть ответы] Ваши вопросы от 05.05.1986

Объясните, пожалуйста, насколько правомерно требование правительства США сократить численность персонала постоянных представительств СССР, Украинской ССР и Белорусской ССР при ООН. Хотелось бы также подробнее узнать об истории вступления Украины и Белоруссии в ООН, их роли в деятельности этой организации.

Д. Абдуллаев, Угодичи, Ярославская обл.

ВОПРОС о включении Украинской и Белорусской ССР в число членов-учредителей будущей международной организации был поднят Советским правительством на Крымской конференции руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, проходившей в феврале 1945 г. Как известно, тогда было решено создать всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности и созвать с этой целью Конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско. В первые же дни работы этой конференции (она проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 г.) советская делегация вновь поставила этот вопрос, указав при этом, что каждая из этих суверенных республик перенесла самые тяжелые испытания, связанные с фашистским нашествием, и внесла существенный вклад в победу над фашистской Германией.

Решение включить Украину и Белоруссию в число первоначальных членов Организации было принято единогласно на заседании глав делегаций 27 апреля 1945 г. и в этот же день подтверждено на пленарном заседании. Вместе с другими странами- участницами Украинская и Белорусская ССР подписали 26 июня 1945 г. Устав ООН, а 24 октября того же года сдали на хранение ратификационные грамоты. Этот день считается днем образования Организации Объединенных Наций.

В течение четырех десятилетий существования ООН Украина и Белоруссия последовательно и настойчиво борются за то, чтобы Устав Организации стал подлинной хартией мира и сотрудничества между народами, а ее практическая деятельность способствовала достижению этих высоких целей. Во всех органах ООН, в которых принимали участие украинские и белорусские представители, будь то Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, они неизменно отстаивали интересы мира, разоружения, справедливого разрешения конфликтных ситуаций, ускорения процесса деколонизации и искоренения расизма и апартеида.

Такое отношение к острым проблемам современности созвучно настроениям подавляющего большинства государств. Однако эта линия не нравится тем, кто выступает против конструктивных перемен в мире, препятствует решению региональных проблем и даже не скрывает своего намерения проводить политику, основанную на полном пренебрежении интересами других народов и стран.

Администрация США в течение последних нескольких лет предпринимает действия, направленные на подрыв существующей системы международных организаций, на сковывание их усилий по развитию отношений мира и сотрудничества между народами, пытается поставить международные механизмы и институты под диктат США. В 1977 г США пытались оказать нажим на МОТ, в 1982 г. - угрожали выходом из МАГАТЭ. Кульминационным пунктом этой кампании стал шумно обставленный выход США из ЮНЕСКО. Последним звеном в цепи этих провокационных акций Вашингтона стало беспрецедентное требование госдепартамента о сокращении на 40% персонала представительств СССР, УССР и БССР при ООН.

Такого рода действия несовместимы с международным правом и общепринятой практикой. Ведь представительства государств - членов ООН находятся на территории США не в качестве гостей американского правительства, а в связи с их участием в деятельности ООН. Правовой основой присутствия суверенных государств - членов Организации в Соединенных Штатах являются Устав ООН и разработанные на его основе международные соглашения, в том числе соглашение 1947 г. между ООН и правительством США относительно месторасположения центральных ооновских учреждений. Эти международно-правовые документы не дают американским властям никакого права устанавливать численные ограничения персонала постоянных представительств, аккредитованных при Организации.

Г. МИХАЙЛОВ.

* * *

Из некоторых материалов и книг западных историков создается впечатление, будто основные тяготы во второй мировой войне несли американцы и англичане. Не могли бы вы рассказать, какие потери (материальные и людские) понесли государства, участвовавшие в этой войне?

А. Корнеев, Ногинск.

На этот вопрос отвечает кандидат исторических наук полковник Р. МАЗУРКЕВИЧ.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ второй мировой войны составили астрономическую сумму - 4 трлн. долл.

Из всех предшествующих войн вторая мировая была самой разрушительной. Общая стоимость уничтоженных материальных ценностей во всех воевавших странах превысила 316 млрд. долл. Около 41% всех материальных утрат приходится на долю СССР.

Большие потери от разрушений понесла также Польша: фашисты уничтожили 40% национального богатства страны. В Югославии было разрушено 40% промышленных предприятий, разорено почти 300 тыс. крестьянских хозяйств. Материальные потери Франции составили 21,5 млрд. долл. Материальный ущерб США довольно незначителен. Он составил 1 млрд. 267 млн. долл., или 0,4% общей стоимости всех материальных потерь за время войны.

Вторая мировая - это самая кровопролитная война. В ходе ее погибло свыше 50 млн. человек.

Больше всего людей недосчитались государства Европы. Доля Советского Союза наиболее высокая - свыше 20 млн. человек. Около 6 млн. человек составляют потери Польши; югославов погибло 1,7 млн. человек; французов - 600 тыс., англичан - 370 тыс., американцев - 300 тыс. человек. Фашистская Германия потеряла 13 млн. человек убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести, Италия - 500 тыс. человек.

Немало людей погибло в годы второй мировой войны и в Азии. Число убитых и раненых в Китае составило 5 млн. человек. Милитаристская Япония лишилась 2,5 млн. человек, в основном военнослужащих. Отметим также, что из 350 тыс. гражданского населения, погибшего в Японии, свыше 270 тыс. - жертвы атомных бомбардировок городов Хиросима и Нагасаки.

Неравнозначно и число погибших в сражениях на Восточном и Западном фронтах. Так, например, в период самых интенсивных боев на Западном фронте (контрнаступление вермахта в Арденнах) потери союзников составили 76880 человек (8607 - убитыми, 47129 ранеными, 21144 пропавшими без вести). Гитлеровцы же лишились в ходе этих боев 81834 человек (12652 - убитыми, 38600 ранеными и 30582 пропавшими без вести). Общий нее урон вермахта с начала боев в Нормандии до конца сентября 1944 г. составил 460 тыс. человек. Это значительно меньше того числа военнослужащих, которых потеряли фашисты в одной только Белорусской операции.

А если брать общие итоги, то более 73% солдат и офицеров гитлеровцы потеряли в боях с Советской Армией. Урон вермахта в личном составе на советско-германском фронте был в 4 раза больше, чем на западноевропейском и средиземноморском театрах военных действий, вместе взятых, а по числу убитых и раненых - в 6 раз. На советско- германском фронте гитлеровцы потеряли свыше 10 млн. человек. Здесь же была уничтожена основная часть военной техники - около 75% танков, самолетов, орудий. Даже из этого следует, что советско-германский фронт в годы второй мировой войны по своим масштабам и значимости, а также и по потерям был основным.

* * *

В почте редакции много писем, в которых читатели спрашивают, откуда в нашем обществе берутся нетрудовые доходы и каковы пути ликвидации этих негативных явлений.

На эти вопросы отвечает кандидат экономических наук А. ШОХИН.

СУЩЕСТВОВАНИЕ нетрудовых доходов в нашем обществе объясняется прежде всего нарушением принципов социальной справедливости в сфере распределения.

- Необоснованное перераспределение доходов может возникать в результате использования в корыстных целях личной собственности, различного имущества, находящегося во владении граждан. Скажем, в результате сдачи внаем "углов" в городских квартирах и загородных домах. В этих случаях доход формируется за счет разницы между "рыночной" ценой на эти блага и низкой их себестоимостью для владельца.

Типичной формой неприемлемых с точки зрения норм права способов добывания средств является спекуляция, "черный" рынок, покупка ради продажи по цене, превышающей прейскурант. Этому, как всем известно, способствует дефицит ряда товаров. Стоит упомянуть и "серый" рынок, формула которого "ты - мне, я - тебе". Здесь налицо обмен услугами, их покупка и продажа в корыстных целях, хотя результаты не материализуются в спекулятивном доходе. Вымогательство, "подарки" - это также "классические" формы нетрудовых доходов.

Следует отметить и такой момент. Некоторые категории граждан получают высокие доходы, что называется, не прилагая рук. К таким "рентным" поступлениям можно отнести средства, присваиваемые владельцами удачно расположенных земельных участков - в южных районах, вблизи крупных городов, в курортных зонах.

К сожалению, существует еще много способов необоснованного повышения оплаты труда. Это незаслуженные премии и завышенные разряды, заниженные нормы. При всем их многообразии важно одно - заработная плата растет быстрее конечных результатов, в ней появляются элементы незаработанных доходов. Кроме того, опережающий рост зарплаты по сравнению с производительностью труда и производством товаров народного потребления порождает неудовлетворенный платежеспособный спрос, то есть дефицит товаров. Возникает, таким образом, самая благодатная почва для спекуляции, хищения.

Незаконное формирование доходов может происходить и по легальным каналам, но с использованием нелегальных методов. Например, приписки и различного рода нарушения отчетности создают "фиктивную стоимость", позволяют получать необоснованные доходы через заработную плату, премии.

Хищения социалистической собственности и движение "фиктивных стоимостей" дают возможность использовать не охваченное государственным учетом и контролем производство материальных благ и услуг. Сырье, оборудование, рабочее время - эти общественные ресурсы дельцы, находящиеся до поры до времени в "тени", используют для незаконного обогащения.

Формированию незаконных доходов часто способствуют различного рода недостатки в действующем хозяйственном механизме, учете и контроле за движением сырья, материалов, готовой продукции, бесхозяйственность.

Какой же вред приносят обществу нетрудовые доходы? Не говоря уже о том, что легкая нажива денег нравственно развращает человека, она отрицательно сказывается на нашем социально- экономическом развитии. Ведь, согласитесь, если у человека есть легкий источник дохода, то он не будет работать, как говорится, "в поте лица", у него пропадает стимул трудиться с полной отдачей сил. А все это в конечном счете отражается на эффективности общественного производства, на выполнении намеченных нами планов. Кстати, этот момент учитывают и наши идейные противники, рекламируя "красивую жизнь" и распространяя вирус "легкой наживы", навязывая чуждые нам потребности и вкусы, искусственно разжигая нездоровый интерес к рекламным новинкам и образцам западной жизни.

Каким образом ликвидировать отклонения от социалистических принципов распределения? Главное здесь, на наш взгляд, - создать предпосылки для наиболее полного проявления способностей людей в общественном труде, расширить возможности каждого человека повышать доходы именно через увеличение своего трудового вклада в общественное производство.

Почему это направление видится как главное? Прежде всего потому, что дает возможность перевести формы трудовой активности, имеющие ныне общественно неприемлемый, а иногда и противозаконный характер, в русло не только законное, но и социально прогрессивное.

Утверждение принципов социальной справедливости не означает уравнительности в распределении. Дифференциация в оплате труда должна отражать реальные различия в его условиях, качестве, результатах. Другими словами, только справедливое вознаграждение за количество и качество труда должно определять уровень благосостояния человека.

Важную роль здесь должно сыграть намечаемое действенное регулирование индивидуальной трудовой деятельности.

Следует, по нашему мнению, также сузить возможности социального иждивенчества, возникающего на основе "рентных", а также других нетрудовых поступлений. Например, ввести прогрессивный налог га наследство.

Искоренению нетрудовых доходов будет способствовать и реализация Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг. Ведь, согласитесь, улучшение качества выпускаемой продукции, увеличение ее объема, расширение ассортимента с учетом потребностей населения выбьют почву из-под ног махинаторов и спекулянтов.

Решительное устранение из нашей жизни всего, что противоречит принципам социалистического распределения, будет способствовать активизации человеческого фактора, повышению престижа трудового дохода, оздоровлению общественных нравов.

Подробнее об этом см. "Экономическую газету", 1986, N 15.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно