[Есть ответы] Ваши вопросы от 28.01.1985

   
   

Медицинское обслуживание в СССР бесплатное. Как же тогда объяснить существование у нас платных поликлиник?

Л. Ежкова, Москва

НАШЕ ГОСУДАРСТВО полностью берет на себя заботу о здоровье трудящихся. И наличие платных поликлиник в нашей стране отнюдь не противоречит основному принципу советского здравоохранения - оказанию населению бесплатной медицинской помощи. Роль хозрасчетных лечебных учреждений в системе здравоохранения невелика. Судите сами. Общие затраты населения на оплату медицинских услуг составляют в нашей стране примерно 0,5% от общей суммы текущих затрат на здравоохранение.

Как известно, организация бесплатной медицинской помощи основана у нас на участковом принципе, то есть определенные врачи закрепляются за отдельными группами населения. Такая практика вполне себя оправдала и является ведущей формой медицинского обслуживания. Однако иногда у больных возникает желание проконсультироваться или пройти курс лечения у другого врача, обратиться к специалисту более узкого профиля. В этих случаях они могут воспользоваться услугами, предоставляемыми населению городскими платными поликлиниками.

Немаловажно и то, что в них могут обращаться все граждане независимо от места жительства. К тому же здесь можно в более короткий срок, что порой бывает так необходимо, пройти лабораторные, рентгенологические и другие обследования.

Основная функция платных поликлиник - оказание населению консультационно-лечебной помощи у наиболее опытных специалистов-практиков, профессоров, доцентов и т. д. Поэтому такие поликлиники открываются в тех городах, где есть медицинские учебные и научно-исследовательские институты, откуда и привлекаются высококвалифицированные кадры в качестве консультантов. Как правило, врачи, работающие в платных учреждениях, специализируются по более узкому кругу проблем.

Вместе с тем, хозрасчетные поликлиники в нашей стране ни в коем случае нельзя сравнивать с платными медицинскими учреждениями в странах капитала.

Во-первых, роль платных поликлиник, как мы уже сказали, сугубо вспомогательная. У нас нет платных больниц. Консультации и лечение в этих учреждениях проводятся только в амбулаторно- поликлинических условиях. Платную медицинскую помощь следует рассматривать лишь как определенное дополнение к бесплатному обслуживанию. В большинстве же капиталистических стран платная медицинская помощь является ведущим, а в некоторых - основным принципом здравоохранения.

Во-вторых, плата за оказание услуг у нас низкая и доступна всем желающим. Так, например, прием у обычного врача в хозрасчетной поликлинике стоит всего 50 копеек; у кандидата наук - 2 рубля; электрокардиографическое обследование обходится больному в 2 рубля.

В капиталистических странах цены несравненно выше. В США, например, даже за простой визит к врачу необходимо заплатить от 125 до 150 долларов. А электрокардиографическое обследование во Франции обойдется в 17500 франков. Таким образом, платные поликлиники в нашей стране, создавая дополнительные удобства для населения, помогают полнее удовлетворить потребности каждого человека.

* * *

Не секрет, что в районных и областных судах иногда допускаются ошибки. Расскажите, пожалуйста, как и где они исправляются.

В. Климов, Курган

ПРЕЖДЕ ВСЕГО надо иметь в виду, что ошибок среди уголовных и гражданских дел ничтожно мало. Но даже в небольшом количестве они недопустимы, ведь каждая влияет на судьбу человека, его близких, приобретает значительный общественный резонанс. Поэтому закон прямо обязывает суд, прокуратуру, следователя, или лицо, проводящее дознание, принять меры для всестороннего, полного и объективного расследования обстоятельств дела.

Советское судопроизводство выработало всеобъемлющую, гибкую систему обнаружения судебных ошибок и быстрого их исправления.

Право обращаться с кассационной жалобой предоставлено подсудимому, его защитнику и законному представителю, а также потерпевшему и его представителю. Даже в том случае, если подсудимый оправдай, но не согласен с мотивировкой и основанием оправдательного приговора, он может прибегнуть к кассационному обжалованию.

Характерно, что при рассмотрении жалобы суд более высокой инстанции не может усилить наказание или изменить обвинение на более суровое.

Кассационный порядок обжалования и опротестования является свидетельством демократичности и гуманности советского судопроизводства. В противоположность этому в капиталистических странах кассация характеризуется исключительным формализмом. Кассационный суд ограничивается лишь проверкой нарушений, названных в жалобе, оставляя без внимания неполноту предыдущего разбирательства, или несправедливость приговора, если такое имело место. И еще. Разбирательство в кассационной инстанции в странах капитала сопряжено с большими материальными затратами для жалобщика.

Кассационный порядок в СССР отнюдь не единственная форма пересмотра приговора, а значит, и исправления судебной ошибки. У нас разработан институт пересмотра судебных решений и в порядке надзора. Эта форма не известна судопроизводству капиталистических стран.

Пересмотр в порядке надзора допускается по протесту прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законодательством СССР и союзных республик. Производят пересмотр дел в надзорном порядке соответствующие коллегии, Президиум Верховного Суда СССР, Президиумы Верховных судов союзных республик, Верховных судов АССР, краевых, областных судов, судов автономных областей и округов.

При рассмотрении протеста в порядке надзора суд обязан проверить все производство по делу в полном объеме.

Исправление ошибок по гражданским делам осуществляется в том же порядке, что и по уголовным.

В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры, определения и постановления всех судов, за исключением Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик.

Таким образом, и советский закон, и практика правоохранительных органов создают все условия для устранения судебной ошибки, если она допущена. Причем эти гарантии укрепляются и совершенствуются.

* * *

В прессе часто пишут об аннексии Израилем Иерусалима. Не могли бы вы разъяснить суть этой проблемы?

В. Мокшанов, Б. Матьякубов, С. Латипов, г. Алмалык, Ташкентская обл.

ИЕРУСАЛИМУ прннадлежит особое место в сложном комплексе проблем урегулирования конфликта на Ближнем Востоке. История этого города, находящегося в центре территории Палестины, сложна, многогранна и трагична.

После распада Оттоманской империи, в составе которой находился Иерусалим, он был административным центром английской подмандатной Палестины с декабря 1917 г. по май 1948 г.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 181 (II) от 1947 г. о разделе Палестины на еврейское и арабское государства предусматривалось выделение Иерусалима и прилегающих к нему окрестностей в отдельную единицу, пользующуюся особым международным режимом. Предполагалось также, что власть в Иерусалиме будет временно возложена от имени ООН на Совет по опеке. Ему же поручалось выработать и утвердить будущий статус города, разработать мероприятия по обеспечению безопасности, а также положения о законодательной и административной структуре, об отношениях с арабским и еврейским государствами, о "святых местах" и т. д.

Срок действия статуса устанавливался в 10 лет, после чего он подлежал пересмотру Советом по опеке, а жителям Иерусалима предоставлялась возможность свободного волеизъявления относительно будущего режима города. Эта резолюция была поддержана СССР.

Однако решение ООН об особом статусе для Иерусалима, как и решение о создании двух государств в Палестине, не было осуществлено. Военизированные террористические отряды "Хаганы" - прообраз нынешних вооруженных сил Израиля - приступили к массовому изданию арабов не только с территорий, отведенных под еврейское государство, но и со значительных территорий, выделенных для арабов.

Спровоцированная сионистами война 1948 - 1949 гг. еще более осложнила палестинскую проблему и решение вопроса об Иерусалиме. В соответствии с Общим соглашением о перемирии между Израилем и Иорданией, подписанным 3 апреля 1949 г. на острове Родос (Греция), западная часть Иерусалима оказалась под контролем Израиля, а восточная - под контролем Иордании. В соглашении указывалось, что линии перемирия не являются окончательными. Но уже 23 января 1950 г. Израиль в одностороннем порядке провозгласил Западный Иерусалим своей столицей. Туда в нарушение резолюции 181 (II) ООН, Родосского соглашения были переведены все его государственные учреждения, в том числе кнессет. Это решение Израиля до настоящего времени не признается абсолютным большинством стран мира, в частности ни одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Таким образом, решение вопроса о статусе Иерусалима осложнилось из-за аннексионистской политики Израиля.

5 июня 1967 г., опираясь на широкую военную и экономическую помощь извне, Израиль совершил агрессию против Египта, Сирии и Иордании и захватил значительные арабские территории: Синайский полуостров (Египет), Голанские высоты (Сирия), Западный берег реки Иордан, включая восточную часть Иерусалима, и сектор Газа. 30 июля 1980 г. в Израиле был принят "Закон об Иерусалиме", подтверждающий аннексию восточной части Иерусалима и провозглашающий "объединенный" Иерусалим "вечной и неделимой" столицей Израиля".

Подобные действия Израиля были осуждены международным сообществом. Так, Совет Безопасности ООН призвал государства, которые имеют свои дипломатические миссии в Иерусалиме, вывести их оттуда. Все 13 стран, имевшие посольства в Иерусалиме, перевели их в Тель-Авив (позднее Сальвадор и Коста-Рика нарушили это решение). В резолюции 39/146С, принятой на последней сессии ГА ООН, вновь осуждается аннексионистская политика израильского руководства в отношении Иерусалима.

Советский Союз неизменно выступает за справедливое и всеобъемлющее урегулирование сердцевины ближневосточного конфликта - палестинской проблемы, составной частью которой является вопрос об Иерусалиме. Такое урегулирование возможно только при полном выводе израильских войск со всех оккупированных с 1967 г. арабских территорий, осуществлении неотъемлемых прав палестинского народа, включая его право на самоопределение и создание собственного независимого государства, обеспечении права всех государств этого района на безопасное развитие и существование. Должна быть возвращена арабам и стать неотъемлемой частью палестинского государства восточная часть Иерусалима.

* * *

Расскажите, пожалуйста, о системе налогообложения в США.

Р. Зотов, Кустанай

   
   

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ в США насчитывается около сотни различных видов налогов трех уровней: федерального, штатного и местного. Общая сумма налоговых поступлений в казну на всех уровнях составила в 1983 финансовом году 860 млрд. долл. - 32% ВНП; реальные налоги на семью со средним доходом возросли только с 1970 по 1980 г. на 39%. Налоговая система прямо или косвенно затрагивает все самодеятельное население страны, непосредственно отражается на жизненном уровне граждан.

Ядро американской налоговой системы - федеральный индивидуальный подоходный налог (поступления от него в 1983 финансовом году составили 288,9 млрд. долл.). Формально он носит прогрессивный характер: чем выше доходы, тем больше процент с них выплачивается в виде налога. На практике, однако, имеется огромное количество налоговых лазеек, различных исключений из облагаемого дохода, которые позволяют богатым уклоняться от предусмотренных законом выплат. Помимо прямых налогов (главный из которых - индивидуальный подоходный) в Соединенных Штатах существуют многие косвенные налоги, которые ложатся тяжелым бременем на плечи наименее состоятельных американцев, причем обратно пропорционально их доходу. Наиболее уязвим с точки зрения налогообложения фиксированный доход (т. е. главным образом заработная плата): "при косвенном налогообложении потому, что он в основном тратится на приобретение потребительских товаров, при прямом - потому, что облагается непосредственно при своем получении". Как показывают подсчеты, сумма федерального подоходного налога, взимаемого при выплате заработной платы, составляет в среднем 15,7% уровня заработной платы. Второй важнейший федеральный налог - это налог на социальное страхование, который взимается только с заработной платы по единой ставке, в настоящее время превышающей 7%, Таким образом, только эти два налога поглощают почти четвертую часть заработка американских трудящихся.

Но помимо двух основных видов обложения население США выплачивает государству значительные суммы в виде местного поимущественного налога, штатных и местных подоходных налогов, общих и выборочных налогов с продаж и так далее.

На протяжении 60 - 70-х годов налоговые тяготы американских трудящихся неуклонно увеличивались, несмотря на отдельные реформы, направленные на их сокращение. Не последнюю роль в этом сыграла инфляция, особенно усилившаяся во второй половине 70-х годов. По расчетам советского исследователя Н. С. Ветровой, в начале 80-х годов сумма выплат американских рабочих в виде прямых и косвенных налогов составляла от 37,4 до 43,5% заработной платы.

С первого дня нового года в Соединенных Штатах вступает в силу целый ряд новых законов в области налогообложения и социального вспомоществования. Администрация преподносит эти меры как "последний этап" объявленной еще в 1981 г. так называемой программы "сокращения налогов", однако на практике рядовые американцы так и не дождутся какого-либо облегчения налогового бремени. Более того, сборы со "среднего налогоплательщика" увеличатся сразу на несколько сот долларов в год. Особенно тяжело "нововведения" администрации скажутся на престарелых американцах.

Ответы подготовили: А. ЯКОВЛЕВ, В. РЯСНОЙ, Н. РАХМАДЖАНОВ, В. ВИКТОРОВ.

Смотрите также: