Примерное время чтения: 7 минут
131

ТРИБУНА НАРОДНОГО ДЕПУТАТА. С министром не согласен!

ИЗ МНОГИХ ПРОБЛЕМ, прозвучавших на первой сессии Верховного Совета СССР при утверждении правительства, один вопрос и два ответа вызвали у меня крайнюю тревогу и озабоченность.

Ответы министра здравоохранения СССР Е. И. Чазова и заместителя Председателя Совета Министров СССР А. П. Бирюковой на вопросы народных депутатов, касающиеся 4-го Главного управления при Минздраве СССР, не убедительны, уводят от сути проблемы и почти идентичны по цифрам. Согласно их данным, в состав вышеназванного управления входят чуть ли не всего две больницы и две поликлиники.

Ответственно могу заявить, что эти ответы далеки от истины. В представленной Верховному Совету информации преднамеренно не перечислены многочисленные фешенебельные санатории, дома отдыха, отдельные коттеджи, принадлежащие этому управлению и размещенные в самых уникальных курортных зонах страны. 4-ые управления союзных республик с еще большим размахом развернули сеть подобных учреждений, образовав тем самым мощную элитную систему, которая создала в обществе серьезную социальную напряженность и явное неравенство.

Приведу только один пример. Санаторий 4-го управления Минздрава УССР "Черноморский", расположенный в одном из живописных уголков Ялты на берегу моря, занимает площадь 12.6 га и рассчитан на 64 персоны с обслуживающим персоналом в 167 человек. Себестоимость путевки на 24 дня - более 1000 руб., пляжная зона санатория на одного отдыхающего - 100 м"sup"2"/sup" (при норме 5 м"sup"2"/sup"). В 1989 г. в обход постановления Совмина СССР N 343 4-е управление Минздрава УССР развернуло на территории этого санатория строительство спального корпуса на 80 мест и столовой на 140 посадочных мест, "прихватив" для этой цели 0,78 га Государственного Никитского ботанического сада. И это на пятом году перестройки! В то самое время, когда продолжают разваливаться многочисленные детские санатории Крыма дореволюционной постройки, финансируемые, кстати, из бюджета того же Совмина УССР.

Санаторий "Москва" (Минздрав УССР) - для лечения детей 7- 14 лет с туберкулезом легких. Количество мест - 125 площадь 6,3 га. Пляжная зона - 2250 м"sup"2"/sup". Стоимость питания (в день) - 1 руб. 65 коп.

Санаторий "Ласточка" (горздравотдел) - для лечения детей 3-7 лет с туберкулезом легких. Количество мест - 130, площадь - 1 га. Пляжная зона 150 м"sup"2"/sup". Стоимость питания - 1 руб. 36 коп. (было 1 руб. 65 коп.).

Санаторий им. Р. Люксембург (Минздрав УССР) - для лечения детей 7 - 14 лет с туберкулезом легких. Количество мест - 150, площадь - 7,1 га. Пляжная зона - 850 м"sup"2"/sup". Стоимость питания 1 руб. 36 коп. (было 1 руб. 65 коп.).

Разве тт. Чазов и Бирюкова не информированы о создавшейся в стране ситуации с детским здравоохранением? Разве недостаточно было писем, обращений и просьб по этому поводу в Верховный Совет и республиканские партийные органы? Совершенно недопустимо, на наш взгляд, в такой сфере, как охрана здоровья народа, руководствоваться негласно узаконенным принципом - занимаемым положением в обществе. Это аморально, безнравственно и противоречит нашей Конституции. А сегодня дискредитирует и основополагающие идеи перестройки.

КТО БУДЕТ ДУМАТЬ О ЛЮДЯХ?

При утверждении на пост министра здравоохранения Е. И. Чазов, аргументируя ответ на вопрос о 4-м Главном управлении, сослался на В. И. Ленина "Если же интересует мое принципиальное мнение, то я всегда с очень большой бережностью отношусь к тому, что было создано В. И. Лениным".

Здесь, по всей видимости, уместен небольшой экскурс в прошлое. Санитарное управление Кремля было организовано в связи с переездом правительства из Петрограда в Москву. Голод, разруха, эпидемии, саботаж врачей заставили Председателя ВЦИК Я. М. Свердлова и управделами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевича немедленно приступить к организации медицинской помощи для правительства и служащих, работавших в Кремле. В марте 1918 г. организуется первое медицинское учреждение Кремля - зубоврачебный кабинет, в октябре - амбулатория на 10 коек. В 1920 г. - больница на 50 коек. До 1925 г. она находилась непосредственно на территории Кремля.

"Положение о санитарном управлении Кремля и домов ВЦИК", принятое первым правительством республики, отличалось скромностью и конкретностью. В 1921 г. было положено начало развитию санаторно-курортного дела. Сану правлению Кремля, которое подчинялось наркому здравоохранения Н. А. Семашко, приказом N 123 был передан дачный поселок Мамонтовка на 140 мест, затем Землино, Суук-Сун, Марфино и Ялта. Вот, пожалуй, и все, что было в ведении санитарного управления Кремля в 1918-1924 гг.

Каким образом претворялись в жизнь идеи социализма в дальнейшем - общеизвестно. В здравоохранении, к сожалению, это проявилось в самой извращенной форме. "Должность" и "кресло" позволяли обеспечивать себя и своих близких соответствующими больницами, поликлиниками, санаториями, которые в первую очередь насыщались самой современной аппаратурой, модной мебелью и т. д. И делалось все это на народные деньги, из одного - государственного бюджета.

А рядом, на фоне лозунгов типа "все лучшее - детям", "бесплатное, лучшее здравоохранение в мире" и т. п., буквально разваливались детские больницы и санатории.

Возникает вопрос - правомерно ли, защищая идею сохранения 4-го управления при Минздраве СССР и Минздравах союзных республик, упоминать в этом контексте имя В. И. Ленина? Почему-то в отношении себя "люди первого сорта" помнят, что самое главное богатство в жизни - полноценное здоровье! А кто подумает о детях, стариках, инвалидах? Вот почему я не согласен с Е. И. Чазовым. Вот почему совершенно недопустимо сейчас, в период демократических преобразований, уходить от правдивых ответов на вопросы, за которыми стоит, я не побоюсь этого слова, политическая проблема.

В оправдание существования 4-го Главного управления часто приводится довод: но ведь многие ведомства, организации, предприятия имеют свои поликлиники, больницы, медсанчасти. Да, имеют. Но подавляющее большинство населения не имеет туда доступа. В частности, рабочие мелких и средних предприятий (а таковых в стране 75% от общего числа предприятий), огромная "армия" сельских тружеников, такие крупные социальные группы населения, как учителя, медицинские работники, большая часть пенсионеров, студенты, школьники, работники сферы обслуживания, инвалиды и т. д. пользуются обычными районными поликлиниками и больницами.

Здравоохранение должно быть приведено к единой системе, но, конечно, не простым объединением ведомственной медицины, 4-х управлений и государственных медицинских учреждений. Это не решение проблемы. Необходимо, опираясь на серьезную научную основу и исходя из реальных возможностей, разработать концепцию единого советского здравоохранения.

РЕЗУЛЬТАТ ПОЛИТИКИ "УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ"

Вторая наболевшая проблема - санаторно-курортное обеспечение населения страны, о котором в программе Е. И. Чазова не было сказано ни слова. Например, в Крыму круглогодично функционируют 80 тыс. койко-мест, остальные 120 тыс. - только в сезон. Спрашивается: какое государство может позволить себе так нерационально использовать имеющиеся мощности для оздоровления населения?

Крымский полуостров самой природой предназначен для использования его как всесоюзной здравницы. Уже в 1919- 1920 гг. последовали четкие декреты В. И. Ленина о Крыме.

Сейчас население Крыма составляет 2,5 млн. человек, около 150 тыс. семей стоит в очереди на получение жилья, 70 министерств и ведомств долгие годы хозяйничают в Крыму, решая в основном свои узковедомственные задачи и проводя политику "удельных княжеств". Результат их деятельности известен - до предела нарушена инфраструктура городов и курортных поселков, совершенно непригодна для использования канализационная система полуострова, не хватает школ, практически нет спортивных молодежных комплексов, пляжи разгорожены заборами, лучшие парки недоступны населению. Я не говорю уже об экологических проблемах.

Народные депутаты СССР от Крыма внесли в Верховный Совет СССР предложение о принятии закона, определяющего статус Крыма как всесоюзной здравницы. Решив хотя бы эти два вопроса, мы значительно снизим напряженность в очень болезненных для общества вопросах социальной справедливости, а вернее - социальной несправедливости.

Ю. ЦАВРО, народный депутат СССР, член депутатской комиссии Верховного Совета СССР по льготам и привилегиям.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно