[Есть ответы] Ваши вопросы от 04.02.1985

   
   

Заработная плата является главным материальным стимулом работников в нашей стране. Общественные же фонды потребления распределяются, так сказать, поровну на всех. Не лучше ли сократить их и за счет этого увеличить заработок?

Ю. Федулов, Москва

На вопрос читателя отвечает доктор экономических наук, профессор Б. РАКИТСКИЙ.

ОПЛАТА труда и поступления из общественных фондов потребления - вот два основных вида распределения фонда личного потребления при социализме.

Напомним, что за счет общественных фондов в нашей стране обеспечиваются бесплатное обучение, повышение квалификации, пособия, пенсии, стипендии, оплата ежегодных отпусков, льготных путевок, содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д. В среднем на одного работающего выплаты и льготы из общественных фондов (без оплаты отпусков) составляют более 70 руб. в месяц. Сумма немалая, и может возникнуть вопрос: а нельзя ли прибавить часть этих денег к зарплате, но при этом ввести плату за то, чем мы пользуемся, так сказать, бесплатно?

Прежде чем ответить на этот вопрос, хорошенько взвесим все "за" и "против".

За период с 1966 по 1983 г. средняя заработная плата рабочих и служащих выросла в 1,9 раза, а выплаты и льготы из общественных фондов потребления, если считать их без средств на отпуска, - в 2,2 раза. При этом доля общественных фондов потребления в совокупном доходе семьи возросла с 21,5% в 1970 г. до 23,9% в 1983 г., а доля зарплаты, наоборот, снизилась с 72 до 70%.

Но, с другой стороны, за тот же период среднемесячная зарплата увеличилась со 122 до 182 руб., то есть на 60 руб., а поступления из общественных фондов потребления в расчете на каждого работающего в государственном секторе - почти вдвое меньше. Как видим, основная часть прироста доходов приходит к нам через рост заработной платы.

Конечно, усиление материальной заинтересованности крайне важно, и это понимают все. Но давайте рассудим по-хозяйски, учитывая не только собственные, но и общественные интересы. Откуда конкретно можно было бы взять часть средств, чтобы повысить зарплату?

Самая большая статья расходов - выплата пенсий. А она не только не сократится, но и в ближайшее время увеличится. Во-первых, потому, что растет средняя зарплата, а вместе с ней и средняя величина пенсии. Во-вторых, предполагается увеличить пенсии, назначенные 10 и более лет назад.

Другая статья выплат из общественных фондов - пособия. Это более 13 млрд. руб. в год. Основная часть пособий связана с заработком, выполняет роль своеобразного гаранта стабильности нашего семейного дохода в случае временной нетрудоспособности членов семьи, беременности и родов, во время ухода за ребенком до одного года. Один миллиард рублей в год предназначен детям из малообеспеченных семей. Едва ли это та статья, которую можно сократить.

Далее - расходы на просвещение и здравоохранение. Можно ли уменьшить направляемые сюда общественные фонды, чтобы повысить зарплату хотя бы на несколько рублей? Вряд ли это целесообразно, тем более сейчас, когда осуществляется реформа школы, когда предстоит продолжить оснащение больниц и поликлиник современным оборудованием, улучшить обслуживание в них, укомплектовать штаты среднего медицинского персонала, расширить службу "Скорой помощи" в сельской местности.

8 млрд. руб. составляют дотации государства на содержание жилищного фонда. Это, по-моему, реальный источник для переброски средств на увеличение зарплаты. Но давайте спросим у десятков миллионов людей: захотят ли они отказаться от этой льготы? А пока дотации увеличиваются на 500 млн. руб. ежегодно. К 1990 г. они достигнут примерно 12 млрд. руб.

Что же касается резервов повышения материальной заинтересованности, то они есть. И скорее не в том, чтобы сократить абсолютные приросты выплат и льгот из общественных фондов потребления и за счет этого увеличить зарплату. Главный резерв усиления материальной заинтересованности - в организации повсеместного четкого контроля за мерой труда и оплаты. Сейчас в практике оплаты нередко процветает "уравниловка".

Для решения этой проблемы надо добиться, чтобы вся зарплата была заработанной, совершенствовать тарифную систему и нормирование труда, усилить роль премии как вознаграждения. Активизировать позицию каждого работника, его участие в контроле за распределением премий, других благ. Это и есть реальный путь улучшения системы материального стимулирования, повышения зарплаты добросовестным работникам.

* * *

Не могли бы вы поконкретнее рассказать о стоимости жилья в США?

Г. Богачев, Минск

КОНКРЕТИКА любит цифры. С них мы и начнем. Сошлемся на данные, которые приводит в своей статье, опубликованной в газете "Известия" от 1 декабря 1984 г., Станислав Кондратов. Автор ее освещал ход президентских выборов, а потому его информация самая свежая. 2 - 2,5 тыс. долларов, отмечает С. Кондрашов, - это теперь месячная плата за скромную двух- трехкомнатную квартиру в Манхэттене. "Известиям" же пока везет - квартира, которая была выделена газете еще в начале 60-х годов и стоившая тогда 300 долларов в месяц, обходится сейчас в 900 долларов.

Читатель, знакомый со статьей, опубликованной в "Известиях", может, конечно, возразить, сказав, что цены на жилье в Манхэттене не показательны, потому что это один из самых престижных и дорогостоящих районов Нью-Йорка. Доля истины в этом, конечно, есть. Но и упомянутые выше цифры призваны только проиллюстрировать уровень и диапазон цен на жилье в современной Америке.

Естественно, что, скажем, где-нибудь в Бронксе или Гарлеме можно снять не квартиру, а угол за 100 - 200 долларов; Но жить в таких условиях вынуждены те, перед кем стоит выбор: улица или хоть какая-то крыша над головой. Важным для определения стоимости жилья в США является, понятно, не только район того или иного города, но и его расположение на карте страны. В среднем же аренда небольшой двухкомнатной квартиры в Америке сегодняшнего дня стоит порядка 500 - 700 долларов в месяц. Важно подчеркнуть, что квартплата в США, как и цены, на услуги и товары, подвержена инфляции. Впрочем, это замечание будет справедливо и для всех других капиталистических стран Запада. Причем стоимость жилья повышается едва ли не в первую очередь.

Так называемыми среднестатистическими данными о квартплате в США на настоящее время наш бюллетень не располагает. Есть, однако, такие сведения за прошлый год. Месячная плата за квадратный метр жилой площади со всеми удобствами в 1984 г. в среднем обходилась в 15 долл. 46 центов. Это значит, что за аренду 40- метровой квартиры американец платил около 620 долл. в месяц. По официальному курсу это составило бы 500 рублей. Для сравнения отметим, что в Советском Союзе за такую же государственную квартиру мы платим менее 14 рублей.

* * *

Принимает ли СССР участие в урегулировании намибийской проблемы?

С. Горлов, Донецк

ОТВЕЧАЯ на этот вопрос, прежде всего, видимо, следует провести четкую границу между двумя диаметрально противоположными подходами к решению проблемы Намибии. С одной стороны, налицо последовательное стремление всех прогрессивных сил, в том числе и Советского Союза, добиться предоставления подлинной независимости Намибии в интересах ее народа, прочного мира и безопасности в южноафриканском регионе; с другой - попытки международной реакции достичь псевдоурегулирования, которое на деле увековечило бы оплот расизма и колониализма в этой части африканского континента.

Напомним, что, по определению ООН, Намибия считается территорией, незаконно оккупируемой ЮАР. В 1967 г. был учрежден Совет ООН по Намибии. Еще в декабре 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН признала Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО) подлинным представителем народа Намибии.

Несмотря на это, Претория в союзе с международным империализмом стремится любыми средствами не допустить победы национально освободительных сил, возглавляемых СВАПО, и прихода их к власти в соответствии с решениями ООН, в частности с резолюцией Совета Безопасности N 435 от 29 сентября 1978 г. Этот документ требует от ЮАР вывода из Намибии ее войск и администрации и передачи власти народу после проведения всеобщих выборов под контролем ООН.

Стремясь замаскировать свои подлинные цели, режим Претории и его западные покровители, прежде всего в Вашингтоне и Лондоне, без конца выдвигают некие "миротворческие инициативы", направленные якобы на решение намибийской проблемы. Особенно активизировалась эта деятельность при президенте Рейгане. С помпой и под звук фанфар американские эмиссары совершают "челночные рейды" на Юг Африки Западная пропаганда не устает их рекламировать, преподнося как проявление заботы о справедливом урегулировании конфликта.

Подобного рода "дипломатия" США и ЮАР сопровождается антиангольской кампанией, требованиями Вашингтона и Претории об "увязке" выполнения резолюции N 435 с выводом из Анголы контингента кубинских воинов- интернационалистов, находящихся там по просьбе ангольского правительства для помощи в отражении южноафриканской агрессии. Эта "увязка" стала верхом политического цинизма. Ведь речь идет о совершенно разных вопросах - в одном случае о праве народа Намибии на самоопределение и независимость, в другом - о суверенном решении Анголы обезопасить себя от агрессора. ' И хотя по договоренности между правительствами двух стран Куба начала отвод своих воинских подразделений из Анголы, ни США. ни ЮАР не сделали ни одного шага на пути к признанию СВАПО и предоставлению независимости Намибии. Тем временем вояжи американских высокопоставленных дипломатов на Юг Африки якобы с целью разрешения конфликта продолжаются.

Естественно, что в этих "дипломатических играх" Советский Союз, по понятным причинам, участия не принимает. Это, однако, ни в коей мере не означает, что наша страна устранилась от решения намибийской проблемы. Напротив, СССР выступает на международной арене в качестве главного союзника сил, ведущих борьбу против режима Претории, за полное освобождение Намибии от господства ЮАР. Советский Союз неоднократно заявлял, что рассматривает ЮАР как узурпатора и оккупанта, силой оружия пытающегося удерживать Намибию. Напомним, что по инициативе СССР в 1960 г. ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в 1963 г. - Декларацию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1973 г. - Декларацию, осуждающую апартеид. Наша страна была и инициатором принятия в октябре 1978 г. Советом Безопасности ООН резолюции, в которой решение ЮАР провести так называемые "выборы" в Намибии расценивается как "открытый вызов" Организации Объединенных Наций.

Такая позиция СССР в отношении проблем Юга Африки находит широкий отклик в мире и высокую оценку со стороны африканских народов. Так, например, президент СВАПО Сэм Нуйома заявлял: "...Сегодня вновь находит подтверждение непреложная истина - подлинными и последовательными поборниками демократии, защитниками всех угнетенных и эксплуатируемых народов планеты являются страны социалистического содружества... Солидарность советского народа с нашей борьбой за независимость имеет непреходящее значение". Приведенные факты и свидетельства дают видимо, ясный ответ о том, какова позиция СССР в решении намибийской проблемы.

* * *

   
   

Расскажите, пожалуйста, о полете американского космического корабля "Дискавери".

Н. Пуртов, Псков

ПОЛЕТ американского космического корабля многоразового использования "Дискавери" с пятью космонавтами на борту продолжался около трех суток. Он проводился в обстановке строгих мер секретности и полностью контролировался военным ведомством США. Вся связь космонавтов с Землей зашифровывалась с помощью вычислительных машин.

В американскую печать просочились сведения о том, что на борту корабля находился новейший спутник-шпион. Он предназначен для перехвата радиотелефонной и спутниковой связи, а также для регистрации информации об испытаниях советских ракет. С помощью специального буксира спутник был доставлен на стационарную орбиту с таким расчетом, чтобы постоянно находиться над западной частью территории СССР.

Новый космический шпион будет дополнять уже существующую систему американских спутников электронной разведки (4 - 5 штук), подсматривая за жизнью Советского государства.

Вывод на орбиту этого спутника электронной разведки был лишь одной из задач космического корабля "Дискавери". Другая задача состояла в осуществлении программы "Тил руби", которая предусматривает эксперимент по оценке возможностей вести наблюдение из космоса с помощью инфракрасной аппаратуры за воздушными целями на фоне земной поверхности.

По свидетельству телекомпании Эй-би-си, космические корабли многоразового использования являются важным элементом пресловутой программы "звездных войн", предусматривающей создание широкомасштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. В свою очередь телекомпания Эн-би-си указывает, что "Пентагон вскоре пересечет границу, разделяющую способность вести шпионаж из космоса от способности вести там боевые действия".

В ближайшем будущем Пентагон намерен еще больше подчинить программу "Спейс Шаттл" реализации вынашиваемых в Вашингтоне планов милитаризации космического пространства. Только до 1989 г., по данным агентства ЮПИ, запланировано 15 совершенно секретных полетов космических кораблей этой серии. В целом же американское военное ведомство "зарезервировало" за собой почти треть всех предстоящих полетов космических кораблей многоразового использования.

Ответы подготовили: В. ЕНИКЕЕВ, А. ЖУЖГОВ, В. ВИКТОРОВ.

Смотрите также: