"Конфликт!" - утверждают западные социологи. Эту точку зрения пытаются навязать и нам.
"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы поколений. Старый и молодой, отец и сын, пожилой рабочий и молодой рабочий, учитель и ученик, профессор и студент еще со времен первого отцеубийства борются друг с другом за господство над миром".
Л. ФЕЙЕР. американский социолог
***
"Вся современная молодежь - это потерянное поколение, полностью отрицающее мир взрослых".
Г. ШЕЛЬСКИ, западногерманский социолог
***
"К концу 70-х годов американцы, принадлежащие к обеспеченным классам, уже не могли толком понять, что же такое их дети. Они не знали, любить их или ненавидеть, отправлять их в тюрьмы или в психиатрические лечебницы, панически прятаться от них или отдавать их в школы-интернаты, и при первых же признаках переходного возраста убивать их прежде, чем убьют они..."
Ф. БОНОСКИ, "Дети Америки"
***
"Сегодня разрыв между поколениями характеризует тенденция к непримиримости, к бессильному бешенству, к насильственным действиям".
Из передачи "Голоса Америки"
***
О конфликте поколений на Западе говорят много. Дескать, общество делится на поколения (а на классы - не делится). Дескать общество движет вперед вражда поколений (а не их преемственность).
Чтобы эту, мягко говоря, спорную вещь обосновать, именитейшие западные социологи и пропагандисты прибегли к мифологии. Они припомнили, что еще в те времена, когда "олимпийцами" именовались не спортсмены, а небожители, конфликт поколений уже существовал. Небожитель Кронос в буквальном смысле ел поедом собственных детей. Громовержец Зевс был в натянутых отношениях со своим отцом. От олимпийцев ни на шаг не отставали простые смертные. Злосчастный Эдип - не бог, но царь! - собственноручно отправил на тот свет своего отца.
На этом основании - то есть безосновательно - был сделан вывод об извечной вражде между отцами и детьми.
Из древних мифов родился современный - теория борьбы поколений.
Вряд ли кто рискнет отрицать, что общество делится на поколения и в Америке, и в Советском Союзе. Поколения движутся одно за другим и одно от другого отличаются - по психологии, традициям, опыту, даже по весу (подсчитано, что с 1885 по 1950 г. в каждом десятилетии люди прибавляли в росте на 1,5 см и в весе на 0,5 кг). Впрочем, разные весовые категории не означают разности взглядов. Между поколениями существует преемственность.
В нашей стране отцы передают по наследству детям свои дела и свои идеи.
Одни возводили Магнитку, Комсомольск-на-Амуре и поднимали целину, другие строят БАМ и осваивают Нечерноземье. Дети не отталкивают от себя мир взрослых - они его продолжают. Между ними существует духовная преемственность.
Из поколения в поколение, от матерей и отцов к детям - по цепочке преемственности - переходит опыт, профессия, бывает, даже талант. Вспомним династии металлургов Дюжевых, музыкантов Ойстрахов, конструкторов самолетов Туполевых, известных на весь мир.
Конечно, тождественны друг другу поколения быть не могут. У каждого из них - свои моды, вкусы, обычаи. Взрослые предпочитают умеренность - в одежде, музыке, стиле поведения. Дети не всегда знают меру. Подчас у них слишком смелые туалеты, слишком громкая музыка и слишком свободные манеры. Вкусы тех и других могут приходить в столкновение. Но это не означает столкновения - тем более вражды - поколений.
"В Советской России проблемы поколений не существует" - этот вывод сделал прогрессивный американский писатель Ф. Боноски, который долгое время жил в нашей стране.
Сегодня на Западе очередной всплеск интереса к проблеме поколений, их обоюдной нелюбви. Их обоюдной ненависти.
По данным недавнего социологического исследования, проведенного во Франции, с точки зрения 55% молодых французов отношения поколений сегодня "осложнились". 39% из них считают, что отцы и дети никогда не смогут столковаться между собой.
Судя по всему, того же мнения придерживаются кинематографисты. В фильмах американца Копполы, французов Бонно и Вебера пропасть разверзлась между отцами и детьми, этими сегодняшними мальчиками и девочками в черной кожаной униформе, которые добру и злу внимают одинаково равнодушно, и их папашами и мамашами - респектабельными или чересчур современными. Каждый из них духовно автономен. И не пытайтесь нарушить суверенитет.
Эта пропасть, которую вычислили западные социологи и поймали в кадр кинематографисты, действительно существует. Родственные отношения на Западе сменяются товарно-денежными. "Если ты будешь прилично себя вести, малыш, папа даст тебе доллар". У этих двоих больше ничего общего, кроме генеалогического древа и кошелька. Причем презренный металл объединяет их куда больше, чем родственные узы. Между отцом и сыном возникает объединенность - денежно-вещевая - и отъединенность - духовная.
Как сказала 18-летняя французская лицеистка, отвечая на вопрос социологов о причинах конфликта поколений, "чаще всего бывает так, что стена вырастает между детьми из самых обеспеченных буржуазных семейств и их родителями, может быть потому, что родителям дороже и ближе деньги, чем их собственные дети". Иначе говоря, семьи "гибнут за металл".
Впрочем, и в этих - самых обеспеченных - буржуазных семействах существует "преемственность". Отцы завещают, а дети наследуют их ценности. Фамильное серебро и фамильные торговые дома. Фамильный образ жизни и мировоззрение.
Из поколения в поколение, от Флика - к Флику, от Круппа - к Круппу перекочевывают капиталы, движимое и недвижимое имущество (это-преемственность капиталов). Общие финансовые интересы скрепляют союз отцов и детей. Капитал цементирует семьи Впрочем, он же их разрушает.
В свое время будущий американский миллиардер Поль Гетти не захотел ждать, пока родительские капиталы перейдут к нему по наследству. Поль Гетти объявил финансовую войну собственной матери. Через пару лет он прибрал к рукам миллионы престарелой миссис Гетти и вытеснил ее с поста директора компании. Имущественные отношения оказались сильнее родственных.
Известно, что в XVIII веке у молодого француза, которому едва стукнуло 20, одного из родителей, как правило, уже не было в живых. Сегодня двадцатилетний юнец имеет в своем распоряжении папу и маму, бабушку и дедушку.
Казалось бы, не так плохо иметь при себе любящих родственников.
У западных пропагандистов другое мнение на этот счет.
С их точки зрения в сложной структуре современного общества для молодых людей не находится свободных ячеек-мест. На них прочно закрепились старшие - папы и мамы, бабушки и дедушки.
Именно такая ситуация создается, когда молодой человек выходит на рынок труда. Для него нет рабочего места. Он получит работу только в том случае, если будет уволен его отец. Поэтому отец и сын становятся конкурентами. Соперниками. Врагами. Рынок труда превращается в поле боя.
Вывод, который делают западные пропагандисты: все молодежные бунты - мощные сейсмические толчки 60-х и менее ощутимые но все же толчки в общественной жизни 70- х и 80-х-направлены против мира взрослых (не против мира капиталистов). Взрослые несут ответственность за молодежную безработицу и молодежные бунты.
Между тем в нашей стране отцам и детям не приходится скрещивать копья. У нас мирно уживаются рядом - работают бок о бок - отцы, дети и деды. Им нечего делить и незачем бунтовать. Они заодно.
Вывод напрашивается сам собой: причины конфликта поколений кроются в конфликте классов.
Что же касается "теории конфликта поколений", то суть ее очевидна. С ее помощью молодых людей пытаются запрограммировать, как электронную машину. Чтобы молодые люди - раз уж бунтарство у них в крови - бунтовали против своих отцов. Лишь бы они не бунтовали против "отцов общества".
Смотрите также:
- АНАТОМИЯ ЛЖИ. ЧУЖИЕ ГОЛОСА. УМЕТЬ РАСПОЗНАВАТЬ (часть 1) →
- М. Шаймиев: "Нация и вера - в наших генах" →
- Интервью с Гитлером →