Секретарь правления Союза композиторов РСФСР, лауреат Государственной премии СССР М. ТАРИВЕРДИЕВ широко известен в стране прежде всего как яркий и самобытный создатель музыки к кинофильмам. Достаточно вспомнить такие ленты, как "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы, или С легким паром!".
В беседе композитора М. Таривардиеза и журналиста П. Лукьянченко затрагиваются проблемы современного музыкального искусства в СССР и на Западе.
КОРР. Микаэл Леонович! Для ваших песен, написанных к кинофильмам, характерно сочетание высокой поэзии и, на первый взгляд, простых, но очень тонких музыкальных средств. И несмотря на то, что ваш стиль вступает в противоречие с современными жесткими ритмами, многие слушатели, в том числе и молодые, отдают предпочтение такому лирико-философскому направлению. В чем здесь дело?
ТАРИВЕРДИЕВ. Сегодня у нас в стране сложились две аудитории: одни любят так называемую "серьезную" музыку - классическую и современную, другие предпочитают - не побоюсь этого слова - "коммерческую" музыку. Да, мы, к сожалению, не избежали влияния той безликой "масс- продукций", которая заполняет сегодня мировые каналы массовой информации. И что обидно: очень часто люди, увлекающиеся "масс-культурой", из-за отсутствия у них верных критериев полагают, что приобщаются к искусству, что они в сфере искусства.
Нужно называть все своими именами: это не просто развлекательное, это именно коммерческое предприятие, где все делается по определенным законам ремесла, вызывающим те или иные реакции. Законы, между прочим, совсем несложные, и любой мало-мальски грамотный музыкант может легко ими овладеть. Что и происходит. На Западе люди, работающие на "масс-культуру", не скрывают, что им совершенно наплевать на этику, эстетику и идею. Это - "индустрия развлечений", бизнес, куда вкладываются громадные средства. Потом, кстати, их получают обратно, и с немалыми прибылями, но это уже другая тема.
Возвращаясь к вопросу об аудитории, скажу, что сам не раз сталкивался с публикой, увлеченно слушающей самую серьезную музыку и восторженно принимающей ее. И утверждения "радиоголосов" о том, что сегодняшняя советская молодежь любит только "коммерческую" музыку, совершенно беспочвенны. В самых разных уголках нашей страны, например на БАМе, я собственными глазами видел полные залы на концертах "серьезной" музыки, где буквально яблоку негде было упасть.
КОРР. Вы затронули очень важную проблему. Действительно, сегодня в музыке наблюдается определенное засилье шлягерности, ширпотреба, второсортности. Как на Западе, так, к сожалению, и у нас. Как вы считаете, безоружны ли мы против этого "вала" западной или прозападной массовой продукции?
ТАРИВЕРДИЕВ. Прекрасно сказал однажды Леонид Утесов: "Не люблю, когда музыка гоняется за модой. Нужна не модная музыка, а современная".
Каждая страна должна иметь свою эстраду, свою, непохожую на другие. Эстрада может быть жесткой, острой, сверхсовременной, но своей. Наша многонациональная страна обладает высочайшей музыкальной культурой. Нужно возрождать в советской эстраде то, что было свойственно ей лет 30 - 50 назад - духовность, настоящие стихи, неповторимость. Это всегда было нашей силой, и глупо от этого отказываться. Меня радует, например, Алексей Рыбников, который в жанре рок-оперы находит, в общем-то, свое, свои интонации. А это уже драгоценно. Есть и другие думающие, способные композиторы. Например, Э. Артемьев, Р. Амирханян, Г. Канчели.
Еще одна деталь. Сегодняшняя эстрада построена на экстравагантности: извините за резкость, мужики поют бабьими голосами, дамы хрипят, как прокуренные матросы. Это пикантно, экстравагантно. Но я убежден, что мода на естественность, когда женщина - это женщина, а мужчина - мужчина, когда порядочность не воспринимается как нечто безнадежно устаревшее, - эта мода никогда не кончится. Люди всегда будут склоняться в сторону экстравагантности, но рано или поздно возвращаться в нормальное состояние.
КОРР. Вы активно работаете в области музыкального театра. Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития оперного жанра в нашей стране - я имею в виду интерес массовой аудитории?
ТАРИВЕРДИЕВ. Делать прогнозы в искусстве опасно. Но я глубоко убежден, что в ближайшее десятилетие нас ожидает настоящий оперный бум. Опера всегда считалась демократичным жанром. Не та опера, на которой скучно, пыльные декорации, плохо поют и плохой оркестр. Я имею в виду ту, где все сделано по-настоящему. Потому что в опере соединены воедино драма (когда есть драма, а не скучное либретто), музыка, сценография, режиссура, оркестр, пластика.
Опера не раз переживала периоды упадка и взлета. Отрадно, что сегодня, например, невозможно попасть на оперу в Московском камерном музыкальном театре или в Свердловске. Я не говорю о Большом театре, который всегда заполнен. Сейчас повсюду появляются театры-студии, композиторы, что называется, "кинулись" писать оперы. Я убежден, этот жанр будет снова одним из самых популярных. Люди устанут от бездумных песенок типа "Багама мама". Они должны устать, это не может долго продолжаться. Их потянет к чему-то более интересному.
Сегодня так называемые "авангардисты", в том числе такие известные, как, например, поляк Кшиштоф Пендерецкий, - на мой взгляд, один из лучших ныне живущих композиторов, - возвращаются в тональную музыку, возвращаются к музыке, несущей гармонию в этот мир. Этим, в частности, объясняется и возрождение интереса к опере.
КОРР. По роду своей деятельности в Союзе композиторов вы часто бываете на Западе. Несколько слов о положении там композитора.
ТАРИВЕРДИЕВ. Композиторы, которые пишут "серьезную" музыку, имеют больший престиж и меньший материальный достаток. Композиторы, обслуживающие телевидение, коммерческие программы, имеют меньший престиж, но их материальные условия жизни лучше.
По данным одного из американских музыкальных центров, в США только 16 из 460 композиторов имеют профессиональный заработок, превышающий 5 тыс. долл. в год.
Недавно в Японии я столкнулся с фактом, для нас, прямо скажем, непривычным. Мой друг японский композитор Тарахара пригласил меня на свой камерный концерт. К моему изумлению, этот концерт проводился за собственный счет Тарахары: он собрал деньги, и немалые, снял зал, нанял оркестр.
Повторяю, для нас это непривычно. Ведь в нашей стране подобные расходы берут на себя государственные концертные организации.
КОРР. И в заключение хотелось бы узнать, над чем вы сейчас работаете.
ТАРИВЕРДИЕВ. Недавно в Московском камерном театре состоялась премьера моей комической оперы "Граф Калиостро". Сейчас там же ставится другая моя опера - "Ожидание". В настоящий момент идут переговоры о постановке балета "Девушка и Смерть" по Горькому, Только что закончил большой двухактный балет, который будет называться либо "Герника", либо "Девочка на шаре". Это антифашистский балет по картинам испанского художника Пабло Пикассо. Балет написан по заказу Министерства культуры СССР для предстоящего Московского фестиваля молодежи и студентов.
Смотрите также:
- "Музыка не для всех" от Сергея Жилина →
- Игорь Бутман: "Джаз - музыка бедных?" →
- Чем лечить "отравление попсой" →