ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Хозяйственный механизм: Пути совершенствования

   
   

О. ЮНЬ, заместитель начальника отдела Госплана СССР, кандидат экономических наук

ШИРОКОМАСШТАБНЫЙ экономический эксперимент по расширению прав и повышению ответственности предприятий за результаты работы некоторые западные обозреватели рассматривают с одной точки зрения - антисоветской. Неудивительно, что при этом процесс совершенствования хозяйственного механизма превращается в свидетельство "кризиса" нашей экономики, а расширение прав предприятий - в "попытку децентрализовать" социалистическую систему хозяйствования. Даже такое несомненное достижение социализма, как полная занятость, антисоветчики выдают за "недостаток, который не позволяет эффективно воздействовать на людей". То есть делается попытка под шумок об эксперименте как-то оправдать самую страшную язву капитализма - безработицу.

Что же происходит на самом деле, чем вызвана необходимость совершенствования хозяйственного механизма?

КАК ФОРМИРОВАЛСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ

Он складывался в период экстенсивного развития, когда основной задачей являлось ускоренное строительство новых предприятий, прежде всего машиностроительных, производящих более совершенную технику. Ресурсы, в силу их ограниченности, вкладывались в основном в приоритетные отрасли. Это, естественно, влекло за собой значительную разницу в фондовооруженности труда. В 1940 г., например, она достигла 17 раз: максимум на транспорте, минимум в строительстве и сельском хозяйстве, где преобладал ручной труд.

В системе планирования в те годы вырабатываются методы, которые устанавливают индивидуальные задания (с учетом специфики) каждому предприятию, каждой отрасли. А поскольку номенклатура продукции была сравнительно невелика, то она практически полностью обсчитывалась, увязывалась в планах развития народного хозяйства и в планах материально-технического снабжения. Оценка деятельности предприятий осуществлялась по выполнению плана, поскольку он достаточно точно характеризовал общественные нужды. Если план выполнялся - все в порядке, не выполнялся - значит, предприятие работало плохо.

Система ценообразования и финансовая система также соответствовали задачам этого этапа. Цены строились на уровне себестоимости плюс 3-5% рентабельности. То есть в ценах возмещались только текущие затраты предприятий, а все перевооружение, новое строительство, реконструкция осуществлялись за счет централизованных источников. Финансовая система была нацелена на то, чтобы обеспечить максимальную аккумуляцию средств.

Специалистов в то время не хватало, и они направлялись преимущественно в сферу управления, где обеспечивалась стыковка, определялись приоритеты, значимость той или иной отрасли и видов производства.

Со временем положение менялось. Завершился перевод технологии на машинную основу, начался следующий этап - переход к автоматизации производственных процессов. Напомню, если в 1940 г. различие в фондовооруженности было в 17 раз, то сейчас оно сократилось до 4. Это результат машинного переоснащения труда, которое повысило производительность, квалификацию работников.

Около 90% занятых в народном хозяйстве имеют сегодня среднее образование. Каждый девятый - специалист с высшим образованием. И распределение, соответственно, другое. На одного специалиста с высшим образованием, занятого в сфере управления, приходится свыше пяти специалистов, занятых в материальном производстве.

Естественно, что управлять по-старому уже нельзя. Управлять по-старому - значит недоиспользовать тот творческий потенциал, ту интеллектуальную мощь, которая заключена в производительных силах общества.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛИ ПРОТИВОРЕЧИЯ?

Когда хозяйственный механизм, система управления и планирования не соответствуют уровню развития производительных сил, они превращаются в тормоз. Конечно, нельзя забывать, что именно с помощью этого механизма мы смогли обеспечить быстрые темпы раз вития, в кратчайшие сроки перестроить народное хозяйство на военные нужды, а после войны быстро восстановить его. Но, как говорится, прежними заслугами долго жив не будешь.

Резко возросла номенклатура изделий, потребности стали бо лее детальными и более конкретными. Органы планирования и снабжения уже не в состоянии охватить всю номенклатуру изделий, удвоение которой происходит раз в 10-15 лет. В начале 70-х годов, когда был разработан общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции, в нем значилось 12-13 млн. наименований, а через 10 лет - уже 24 млн. Даже с применением самых современных ЭВМ невозможно детально "увязать" всю номенклатуру. Поэтому задания по производству и распределению продукции доводятся предприятиям в групповой номенклатуре.

В этих условиях резко обозначились некоторые противоречия в управлении и планировании. Оказалось, например, что можно выполнить план и получить премию и в то же время производить ненужную продукцию. Можно сорвать поставки одних изделий, но перевыполнить задание по другим и ходить в передовиках.

Поскольку опенка деятельности предприятий осуществлялась по выполнению плана, предприятия и отрасли всячески стремились, чтобы он был полегче, а ресурсов под него было побольше. Руководители предприятии из самых благих побуждений - не подводить смежников - увеличивали у себя запасы сырья, материалов и оборудования, но это вело к росту сверхнормативных запасов. Конечная продукция вместо удовлетворения потребностей других предприятий или населения стала оседать в сверхнормативных запасах, по сути дела, омертвлялась. А когда прирост производства идет на увеличение запасов - неизбежно снижение темпов роста. В 1965 г. хозяйственный механизм претерпел существенную реконструкцию - были изменены принципы ценообразования, повышена самостоятельность предприятий в формировании планов, сокращено число устанавливаемых показателей, перестроена финансовая система. Это сыграло положительную роль - однако в реформе 1965 г. не был задействован главный рычаг развития производительных сил на современном этапе - научно-технический прогресс.

КУРС - УСКОРЕНИЕ НТП

В 1979 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма. Оно предусматривает разработку системы планов: долгосрочного, пятилетнего и годового, в основе которых лежит комплексная программа научно-технического прогресса.

Начиная с нынешней пятилетки программа разрабатывается на 20 лет вперед и продлевается через каждые пять лет, являясь основой для формирования плановых пропорций экономического и социального развития страны.

На дальнейшее развитие хозяйственного механизма направлен и широкомасштабный экономический эксперимент. Деятельность предприятий стала оцениваться теперь по выполнению договорных обязательств, ибо обеспечить потребности потребителей в 24 млн. наименований продукции можно только через договор, в котором конкретно указано: что поставить, в какой номенклатуре, с какими свойствами, параметрами и в какие сроки. Система договоров способствует и дальнейшему развитию принципа демократического централизма. Теперь "сверху" устанавливаются лишь важнейшие пропорции, на основе которых сами предприятия разрабатывают свои конкретные соотношения.

Совершенствование хозяйственного механизма невозможно без перестройки системы показателей. Поскольку объемные показатели в значительной мере исчерпали свои возможности, предпочтение отдается нормативным показателям. В соответствии с ними на каждом предприятии образуются теперь фонды стимулирования, заработной платы, единый фонд развития науки и техники.

Экономические нормативы устанавливаются на пять лет и корректировке не подлежат. Это зафиксированная пропорция. Если окажется, что она установлена неправильно, вышестоящий орган должен нести экономическую ответственность, предприятие же получит свое в полном соответствии с результатом труда.

Сейчас фонды предприятий обеспечиваются ресурсами в том же порядке, что и централизованные капвложения. А экономию по фонду заработной платы, что образуется за счет меньшей численности работающих, предприятия могут направлять на увеличение окладов.

Поскольку предприятиям выгодно работать с меньшей численностью, в отраслях, участвующих в эксперименте, идет реальное высвобождение работников. Весь прирост производства получен здесь за счет роста производительности труда. При этом сократилась те кучка, повысилась дисциплина, вырос удельный вес продукции высшей категории качества.

С какой бы стороны мы ни подходили к экономике, отмечалось на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, в конечном счете все упирается в необходимость серьезного улучшения управления, хозяйственного механизма в целом. Процесс этот не временная кампания, свидетельствующая, как пытаются представить дело некоторые западные обозреватели, о "кризисе" нашей экономики, а творческий поиск, в ходе которого отрабатывается более эффективная система управления, планирования, стимулирования и организации труда, соответствующая времени и конкретным задачам народного хозяйства.

Смотрите также: