РЕФОРМА общеобразовательной и профессиональной школы, которая началась у нас год назад, как известно, стала объектом самой резкой критики западных "радиоголосов". Обвиняют нас в том, что реформа якобы "ущемляет" интересы наших же собственных детей, открывает возможности для "легализации детского труда", снижает качество образования. В общем, по мнению "голосов", приступать к школьной реформе и вовсе не следовало.
К такого рода "критике" нам не привыкать - "голоса" критикуют, да и будут критиковать все, что у нас есть хорошего, прогрессивного. Ведь сам по себе тот факт, что реформа была принята, уже свидетельствует о преимуществах нашей системы, ее гибкости - мы на достигнутом не останавливаемся, ищем, идем вперед.
Сегодня каждый наш молодой человек обязан закончить школу, техникум или профессионально-техническое училище и получить аттестат о среднем образовании - такого нет ни в одной стране на Западе. И тем не менее мы уже поставили перед собой новую цель - дополнить существующее ныне всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным, чтобы каждому выпускнику вместе с аттестатом вручалось бы и свидетельство о получении той или иной профессии.
Давайте подробнее остановимся на основных положениях реформы школы и выясним, насколько обоснованна (вернее, необоснованна) критика "радиоголосов" и чего на самом деле мы ждем от реформы.
"ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ТРУДА" ИЛИ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?
Начнем с тою, что главная цель реформы - улучшить обучение, воспитание, подготовку молодого поколения к труду.
Стержневая идея реформы - соединить обучение с производительным трудом. До сих пор часто бывало так, что на школьных уроках труда, во время практики на учебно- производственных комбинатах школьники как бы "играли в работу". Реформа такое положение должна в корне изменить.
Для этого, во-первых, более чем в 2 раза увеличится время, которое в учебном расписании отводится на трудовое обучение, а также - за счет летних каникул - несколько увеличится трудовая четверть.
Во-вторых, школьники будут заниматься именно общественно полезным трудом. У каждой школы будет так называемое базовое предприятие, которое обязано обеспечить учащихся рабочими местами, оборудовать школьные мастерские. Кроме того, базовые предприятия - заводы и фабрики, колхозы и совхозы - будут нести ответственность за свою "подопечную" школу, так же как за любой свой участок или цех. В свою очередь школьники будут выполнять производственные задания, которые поручит им руководство предприятия.
Таким образом, школы и базовые предприятия, как предполагается, должны стать полноправными деловыми партнерами.
Такого рода опыт у нас уже есть. К примеру, давно уже "навели мосты" друг к другу Комсомольский-на-Амуре судостроительный завод им. Ленинского комсомола и некоторые школы этого города, производственное объединение "Пензатяжпромарматура" и его подшефные школы.
Надо сказать, что оба этих предприятия, хотя и взяли на себя обязанности по трудовому воспитанию старшеклассников, никаких условий перед ними не ставили. Не было никакой агитации за то, чтобы после школы молодые люди обязательно пришли работать "к шефам". Тем не менее, как сообщил генеральный директор "Пензатяжпромарматуры", при анкетировании десятиклассников, которые проходили профориентацию в стенах школы, лишь единицы говорили о своем желании стать рабочими, а через 2 года после того, как практика была переведена в заводские условия, об этом заявили уже 15% старшеклассников.
Разумеется, ни о какой "легализации детского труда" речи нет. Если уж по справедливости, то это как раз в странах капитала и по сей день вполне "легально" существует ненормированный тяжелый низкооплачиваемый детский труд (по данным статистики, в Англии не менее 25% детей 13-16 лет используются на тяжелой работе, получая при этом мизерную зарплату, не менее 60 тыс. детей в возрасте до 14 лет в ФРГ заняты на производстве тяжелой работой, которая по международной конвенции МОТ подросткам их возраста запрещена).
Наши дети будут заниматься только посильной для их здоровья и возраста работой, которая к тому же будет частично оплачиваться. Думается, старшеклассникам будет полезно узнать, как достается тот самый рубль, который некоторые выпрашивают у родителей еще много лет после того, как окончат школу.
При всем том "качество обучения", конечно, пострадать не должно: школа остается прежде всего общеобразовательной и львиная доля времени в школьном расписании будет отводиться на общеобразовательные дисциплины.
ПОСТРАДАЕТ ЛИ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ?
Реформа предусматривает целый ряд мер, направленных на то, чтобы улучшить подготовку, которую учащиеся получают в школе, дать им еще более широкое, всестороннее образование.
Сегодня, к примеру, очень трудно приходится молодому специалисту, у которого нет навыков в обращении с вычислительной техникой. Ведь ЭВМ не только управляет запуском спутника или ведет самолет по курсу - она помогает подавать детали со склада на конвейер, выписывать счета за разговор по междугородному телефону и делает массу других вещей.
Для того чтобы преодолеть "компьютерную неграмотность" учащихся, в школы вводится курс "Основы информатики и вычислительной техники". "Компьютеризировать" школы не так-то просто - для этого надо наладить массовый выпуск ЭВМ, создать и опробовать программы их применения, научить манипулировать ими самого учителя. "Компьютеризированные" школы у нас уже есть - на сегодняшний день в стране их больше 300.
Реформа поможет также устранить перегруженность школьников путем изменений в учебных планах и программах. Разрабатываются и новые учебники. Как видим, школьная реформа не только никого не "ущемляет", но, напротив, помогает нам преодолеть многие трудности.
И последнее. В соответствии с реформой школы, учителя должны не только обучать, но и воспитывать в самом широком смысле своих подопечных - помогать им осмысливать окружающий мир и свое место в нем, формировать активную жизненную позицию. Разумеется, западным "радиоголосам" такая постановка вопроса по душе прийтись не может. Это понятно. Воспитывать - значит также вырабатывать иммунитет против чуждой нам идеологии, которую пытаются навязать нашему подрастающему поколению те же западные "голоса".
Смотрите также:
- Говорят делегаты Всесоюзного съезда работников народного образования. Образование и общество →
- Главное, чтобы было желание учиться →
- Детская цивилизация →