[Есть ответы] Ваши вопросы от 08.07.1985

   
   

В статье 156 Конституции СССР сказано, что "правосудие в СССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом". Разъясните, пожалуйста, действует ли это положение в отношении депутатов Советов.

П. Морозов, Чебоксары

В СТАТЬЕ, о которой идет речь, провозглашен важный принцип осуществления правосудия в нашей стране. Смысл его в том, что в сфере правосудия, которое осуществляется путем рассмотрения судом гражданских и уголовных дел, равно как и в других областях жизни нашего общества, ни одна социальная группа не пользуется какими-либо привилегиями и не подвергается никаким правоограничениям. Это соответствует общему принципу равноправия граждан СССР, предусмотренному статьей 34 Основного Закона страны.

Наши законы предъявляют одинаковые требования ко всем гражданам. Соблюдение правовых норм в равной степени обязательно для всех.

Какое бы дело ни рассматривал суд, на ход и итог его не влияют ни происхождение, ни социальное либо имущественное положение гражданина. Судом не принимается во внимание ни его расовая или национальная принадлежность, ни пол, ни образование, ни отношение к религии, ни род и характер занятий.

Принцип равенства перед законом и судом, закрепленный в статье 156 Конституции, означает, что правосудие в отношении всех граждан осуществляется на основе единого законодательства, в одном и том же процессуальном порядке, с одинаковыми гарантиями.

Этому принципу ни в коей мере не противоречит существование республиканских кодексов и других законодательных актов союзных, а также автономных республик, поскольку все они построены в соответствии с едиными принципами союзных основ законодательства. Согласно статье 74 Конституции СССР, в случае расхождения республиканских законов с общесоюзным действует общесоюзный закон.

Таковы основные положения принципа, записанного в статье 156 Конституции СССР. Они свидетельствуют о демократичности советского правосудия, заботе государства о гарантиях прав граждан СССР.

Исключение в нем сделано лишь для тех, кто избран в Советы народных депутатов, в силу их особого положения в обществе как представителей государственной власти.

Согласно Закону СССР о статусе народных депутатов СССР, последние пользуются рядом гарантий, обеспечивающих эффективность деятельности депутатов. Одна из них - гарантия личной неприкосновенности.

Избранники народа не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия того Совета, в который избраны, а в период между сессиями - без согласия соответственно Президиума Верховного Совета или исполкома местного Совета.

Неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР и депутатов Верховных Советов союзных республик распространяется на всю территорию СССР, депутатов Верховного Совета автономной республики - на территорию данной АССР, а также той союзной республики, в которую она входит.

Личная неприкосновенность депутата местного Совета распространяется на территорию того органа власти, в который избран депутат (например, депутата сельского Совета - на территорию данного сельсовета).

В интересах соблюдения объективности и законности предусмотрено, что решение местного Совета или его исполкома по поводу санкции на привлечение депутата к ответственности может быть отменено вышестоящим Советом или его исполкомом. В таком случае вопрос передается на повторное рассмотрение Совета. Если тот настаивает на своем первоначальном решении, оно может быть принято для рассмотрения и решения по существу областным, краевым Советом, Президиумом Верховного Совета автономной или союзной республики по представлению прокурора области, края или республики.

Так, прокуратура дважды ставила вопрос перед Лебединским сельским Советом, а затем перед Алексеевским райсоветом народных депутатов Татарской АССР о привлечении к уголовной ответственности директора совхоза депутата сельсовета Мухаметшина за корыстные злоупотребления и хищения. Однако исполком сельсовета, а вслед за ним и райисполком не давали согласия. Пришлось обратиться в Президиум Верховного Совета автономной республики. После этого Мухаметшина привлекли к уголовной ответственности: он приговорен судом к длительному сроку лишения свободы. Подобные факты, с одной стороны, свидетельствуют о том, что не изжиты еще попытки выгородить должностное лицо, совершившее правонарушение, а с другой - подтверждают незыблемость принципа: перед законом все равны. Не дает тут привилегии и депутатский мандат. Наоборот, он накладывает еще большую ответственность, предохраняя лишь от возможной ошибки, несправедливого наказания.

* * *

Приведите, пожалуйста, данные о продаже продовольственных товаров населению в нашей стране.

В. Волохов, Рязань

ПРОДАЖА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ И КООПЕРАТИВНУЮ ТОРГОВЛЮ

* * *

В печати в последнее время появились термины "климатическое оружие" и "погодная война". Что под этим подразумевается?

С. Соловьев, Омск

НЕКОТОРЫЕ природные явления вызывают нежелательные и тяжелые последствия. Ударная волна торнадо (смерча), например, равносильна взрыву 50-килотонной атомной бомбы, а ураган высвобождает энергию, равную "супербомбе" в 1000 мегатонн.

В принципе, уже существует некоторая возможность управления такими явлениями. Кое- что уже достигнуто в области модификации некоторых природных процессов в экономических целях, а также для борьбы со стихийными бедствиями. Рассеивание облаков и тумана имеет большое значение для бесперебойного функционирования аэродромов; может быть использовано воздействие на ураганы для увода их в сторону; от населенных районов; стимулирование осадков производится для борьбы с засухой; в горах давно широко применяется искусственный спуск снежных лавин, и т. д. Но эти процессы могут быть применены и в иных целях, а именно для создания принципиально новых военных средств. Несколько примеров. Энергия ураганов или циклонов может быть высвобождена непосредственно на поле боя для разрушения аэродромов, портов, уничтожения флотов, на море. Снежные лавины или оползни способны закрыть горные перевалы и дороги, приостановить речное судоходство. Увеличение осадков может изменить механические характеристики почвы, сделать ее неспособной выдерживать вес тяжелой техники, вызвать оползни, повышение уровня рек, что, в свою очередь, может повести к затоплению местности, разрушению мостов и повороту прибрежных течений. Изменение элементов погоды (объема осадков, средней температуры, количества солнечных дней) может привести к катастрофическим нарушениям сельскохозяйственного производства, эрозии почвы, гибели лесов, и т. д.

Военное использование технических средств воздействия на окружающую среду может зайти еще дальше. В свое время появлялись сообщения о возможности подрыва нескольких ядерных зарядов в крае континентального шельфа с целью обвала громадного обломка в глубины океана; возникшая в результате этого волна - цунами - опустошила бы прибрежные районы любого близлежащего государства. Тревогу ученых вызвала и идея частичного разрушения естественного озонного слоя атмосферы, который защищает все живое на Земле от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Национальная академия наук США в докладе о возможных долгосрочных последствиях массированного применения ядерного оружия пришла к выводу, что при подрыве в Северном полушарии зарядов суммарной мощностью в 10 тыс. мегатонн там было бы уничтожено более половины озона, что подвергло бы население расположенных там стран угрозе серьезных ожогов и привело бы к понижению температуры на обширных площадях. Ученые подсчитали, что понижение среднегодовой температуры в Канаде на 1 градус вызовет катастрофический неурожай.

В связи с этим возникла необходимость предотвратить опасные тенденции в использовании научно-технических достижений для оказания геофизических воздействий враждебного характера. Советский Союз выступил инициатором заключения Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Его предложение на этот счет было внесено в 1974 г. в ООН и одобрено Генеральной Ассамблеей. В результате советско-американских переговоров, а также обсуждения вопроса в Комитете по разоружению конвенция была подписана в 1977 г.

Конвенция запретила использование средств, имеющих широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другим государствам - участникам конвенции.

В сентябре 1984 г. в Женеве состоялась конференция государств - участников конвенции. Она рассмотрела вопрос об осуществлении целей и положений конвенции. Главный вывод конференции был однозначен: значение конвенции, ввиду характера затрагиваемых ею проблем, выходит за рамки интересов ее участников - она отвечает интересам всех стран мира.

Разумеется, действенность конвенции была бы выше, если бы в ней участвовали все государства. В настоящее время в ней состоят 45 стран, еще 19 - подписали ее, но пока не ратифицировали. Советский Союз выступает за максимально возможное расширение круга ее участников.

* * *

   
   

Как складываются взаимоотношения Румынии с Международным валютным фондом?

Д. Путко, Караганда

МЕЖДУНАРОДНЫЙ валютный фонд (МВФ) был создан в 1944 г. под эгидой ООН с целью оказания содействия странам - членам фонда в обеспечении равновесия их платежного баланса, кредитовании программ по урегулированию платежей.

Румыния присоединилась к МВФ в декабре 1972 г. и вместе с СФРЮ, Кипром, Израилем и Голландией входит в одну из 15 групп фонда. Однако из этой группы в деятельности Совета директоров принимает участие лишь представитель Голландии.

Основной капитал фонда складывается из средств ведущих капиталистических государств, определяющих его политику. Денежный взнос Румынии в МВФ обеспечивает ей при голосовании примерно 0,6% голосов.

Свое участие в МВФ Румыния стремилась использовать для сбалансированного развития торговли, обеспечения валютной стабильности.

До начала 80-х годов Румыния использовала кредиты МВФ в сравнительно небольшом, не превышающем ее квоту объеме. К концу 70-х годов сумма кредитов составила 0,5 млрд. СДР (СДР - специальные права заимствования - расчетная единица, принятая в МВФ. - Прим. ред.).

В конце 70-х годов, в условиях неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка и быстрого роста цен - на нефть, которую Румыния закупала в значительных количествах, платежное положение страны ухудшилось. В связи с этим в 1981 г. страна обратилась к МВФ за целевым кредитом для урегулирования платежей. В июне 1981 г. фонд принял решение о предоставлении Румынии кредита сроком на 3 года на общую сумму 1,102 млрд. СДР (1,3 млрд. долл.) при условии осуществления программы экономической и внешнеторговой деятельности, продиктованной фондом (урегулирование спроса посредством изменения цен, курса валюты, замедление роста жизненного уровня населения страны и др.).

Румыния предпринимает активные меры, направленные на урегулирование внешних платежей. За счет резкого сокращения импорта из развитых капиталистических стран Румыния обеспечила за 4 года текущей пятилетки активное сальдо внешнеторгового баланса на сумму 7,6 млрд. долларов. Это позволило ей к настоящему времени сократить внешнюю задолженность на 40%. В связи с этим Румыния получила возможность отказаться от использования невыгодных для нее кредитов фонда, предоставляемых на "неприемлемых", по выражению Генерального секретаря РКП Н. Чаушеску, условиях.

Политика МВФ в отношении стран- кредитополучателей была критически оценена на XIII съезде РКП, где отмечалось, что необходимо, "чтобы Международный валютный фонд отказался от политики навязывания экономических и политических условий... МВФ, другие международные организации, банки должны предоставлять кредиты без политических условий, без какого-либо вмешательства во внутренние дела других государств".

Румыния активно поддерживает требование развивающихся стран - членов МВФ об изменении существующей системы финансирования, введении льготной системы предоставления займов развивающимся странам, выступает за принятие мер, направленных на повышение стабильности валютной системы в целом.

Ответы подготовили: В. ВОРОНЕЦКИЙ, А. ВАВИЛОВ, А. ФЕЙТ, Л. БЕЛЯЕВА.

Смотрите также: