71

[Есть ответы] Ваши вопросы от 10.02.1989

В печати опубликован проект Основ уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик. На письма, пришедшие в связи с этим в редакцию, корреспондент "АиФ" А. УГЛАНОВ попросил ответить доктора юридических наук, профессора А. МИХЛИНА.

- Коснется ли смягчение наказания тех, кто уже осужден и отбывает наказание?

- Порядок введения в действие новых уголовных законов будет определен к моменту их вступления в силу. Однако, по опыту введения в действие Основ уголовного законодательства 1958 г. и кодексов 1959- 1961 гг., можно сделать предположение о том, как будет решен этот вопрос.

В ст. 7 опубликованного проекта, равно как и в ст. 6 действующих Основ, провозглашен очень важный гуманный принцип - закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, имеет обратную силу.

- В чем конкретно это может проявиться?

- Предусмотрено значительное сужение круга преступлений, за которые допускается применение смертной казни (в действующем законодательстве таких свыше 30. в проекте - 6). Поэтому лица, приговоренные по таким статьям к исключительной мере наказания, расстреляны не будут. Наказание изменится на лишение свободы.

Далее, проект Основ устанавливает значительно более узкий круг преступлений, за которые может быть назначено лишение свободы на срок свыше 10 лет. Поэтому лицам, осужденным к такому наказанию за все другие преступления, например, за посягательства на государственное или общественное имущество не в особо крупных размерах, нарушения правил безопасности движения автотранспорта и др., срок лишения свободы должен быть автоматически снижен до 10 лет.

По проекту Основ максимальный срок лишения свободы лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, установлен в 7 лет. Если это сохранится в законе - тем, кто осужден к лишению свободы на более длительный срок (до 10 лет), он будет сокращен до 7 лет.

Существенно сокращается число преступлений, за которые наступает уголовная ответственность подростков 14 - 16 лет. Поэтому все лица этого возраста, осужденные за преступления, которые будут наказываться с 16 лет, подлежат освобождению от наказания со снятием судимости.

По проекту Уголовного кодекса исключена ответственность за ряд преступлений, которые по действующему закону наказываются. Отбывающие наказание за них будут освобождены со снятием судимости. Так, например, может быть, если из нового Уголовного кодекса будет исключена уголовная ответственность за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй (ст. 190"sup"1"/sup" УК РСФСР). Всем, кто отбывал наказание по этой статье, судимость будет снята, так же как и с тех, кто ранее отбыл наказание по этой статье.

В подавляющем большинстве санкций снижено максимальное наказание. Если кто-либо был осужден к наказанию, превышающему новый максимальный предел, то назначенный ему срок будет снижен до этого предела.

Из значительного числа санкций будет исключено лишение свободы. Осужденным по старому закону за эти преступления к лишению свободы наказание будет заменено тем, которое предусматривается санкцией, либо они будут освобождены от дальнейшего отбывания наказания.

Такой же порядок должен применяться и при исключении других видов наказаний, которые будут заменяться более мягкими. Многим осужденным назначено отбывание наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима. В связи с сокращением числа видов режима усиленный режим будет заменен общим.

В соответствии со ст. 18 и 19 проекта отменяется уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство и за недонесение супруга и близких родственников лица, совершившего преступление. Если такие лица были осуждены, они подлежат освобождению со снятием судимости.

* * *

Уже давно очень трудно купить батарейки. А ведь они нужны везде - начиная от детских игрушек, будильников и кончая приемниками, магнитофонами.

Л. Терберова, Ленинград

Из 973 млн. штук батареек, выпущенных в 1988 г., 650 млн. пришлось на долю научно-производственного объединения "Квант". На вопрос читательницы мы попросили ответить генерального директора НПО Ю. СКОКОВА.

В РАЗВИТЫХ капиталистических странах (США, Япония) уровень производства источников тока - 20 батареек в год на человека. У нас же выпускается лишь 3,4. Ситуация, безусловно, требует кардинальных изменений. Поэтому в 1988г. при создании межотраслевого объединения на базе "Кванта" мы взяли на себя функции не только разработчика (как это было до прошлого года), но и производителя.

В объединение вошли специализирующиеся на выпуске батареек заводы, предприятия Минстанкопрома и Минприбора. Завязываются контакты с Министерствами цветной металлургии, химических удобрений, химической промышленности, поставляющими необходимое сырье. Объединение предполагает в течение трех лет решить проблему дефицита батареек в нашей стране. Именно столько времени потребуется, чтобы полностью модернизировать все предприятия, занятые выпуском этой продукции.

Покупатели часто жалуются на непродолжительность службы батареек. Есть ли здесь выход? Да, в правильном их применении: более мощных - в детских игрушках, магнитофонах, менее - в приемниках, часах и т. д. Для этого, конечно, потребуется увеличить ассортимент источников тока. Ведь если в США выпускается свыше 100 типоразмеров батареек, то у нас - лишь 12. Наличие различных видов даст возможность выбора.

* * *

Очень жалко выбрасывать старые батарейки. Нельзя ли их вновь использовать!

К. Марченко, Пермь

Мы разрабатываем устройство, позволяющее несколько раз перезаряжать батарейки. Планируем также использовать путем переплавки ценные материалы, содержащиеся в батарейках. С 1990 г. будем брать отработанные элементы у предприятий, а с 1991 г. - у населения.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Государственный заказ НПО "Квант" на 1989 г. - 730 млн. шт. батареек. По расчетам специалистов, ежегодный прирост производства составит 200 - 250 млн. шт., и уже в 1991 г. объединение выйдет на рубеж 1000 млн. шт. батареек.

Подготовила И. ШАМШИНА.

* * *

Советский Союз объявил о сокращении своих войск и вооружений, а в каком объеме будут сокращены вооружения других стран - участников Варшавского Договора?

Е. Мишин, Москва

Ответ на этот вопрос мы получили в Министерстве обороны СССР.

СОКРАЩЕНИЕ ВС И ВОЕННЫХ БЮДЖЕТОВ В СТРАНАХ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА (СВД)

"sup"1"/sup" Румыния в 1986 г. сократила военный бюджет и вооружения на 5%. - Прим. ред.

* * *

Хотелось бы узнать как расходовались средства Советское фонда мира в 1988 г.

Л. Телегина, Северодвинск

Как нам сообщил первый заместитель председателя правления СФМ В. МАСЛИН, в 1988 г. на счет N 705 СФМ поступило 201,6 млн. руб.

ОДНИМ из основных направлений расходования средств СФМ является материальная поддержка народной дипломатии, миротворческой деятельности советской общественности.

Большое внимание Фонд мира уделял в 1988 г. развитию побратимских связей, молодежным и детским обменам. Только в США за счет средств фонда побывало около тысячи юных посланцев мира. Всего на связи и контакты в рамках "народной дипломатии", миротворческую деятельность советской общественности Фонд мира израсходовал в 1988 г. 27,5 млн. руб.

На оказание материальной помощи жертвам войн и агрессий, национально - освободительным движениям, населению стран, пострадавших от стихийных бедствий, выделено около 16 млн. руб.

В 1988 г. ЦК КПСС и СМ СССР поддержали инициативы Фонда мира, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Всесоюзного совета ветеранов войны и труда об улучшении условий жизни и лечения инвалидов войны, воинов-интернационалистов, одиноких престарелых людей. Из средств фонда в 1988 г. выделено:

- 12 млн. руб. на строительство госпиталя для ветеранов войны и воинов-интернационалистов в Алма-Ате;

- 20 млн. руб. - на перепрофилирование здравниц и создание двух центров восстановительной терапии для воинов- интернационалистов;

- 34 млн. руб. - на создание новых отделений социальной помощи на дому, расширение патронажной службы для оказания медико-социальной и бытовой помощи инвалидам войны, одиноким престарелым и нетрудоспособным родителям и вдовам военнослужащих, погибших при защите Родины. Из этой суммы 12,8 млн. руб. выделено на увеличение численности патронажных сестер, милосердная помощь которых так необходима солдатским вдовам, инвалидам и ветеранам войны;

- 3 млн. руб. - на строительство и оборудование новейшей медицинской аппаратурой специализированного корпуса в Ленинграде для лиц, перенесших блокаду;

- 22,8 млн. руб. - на увеличение норм расходов на питание и приобретение медикаментов в госпиталях для инвалидов Великой Отечественной войны.

На оказание экстренной помощи пострадавшим и ликвидацию последствий землетрясения в Армянской ССР передано 20 млн. руб. Совместно с ССОД принято решение о выделении 3 млн. руб. на строительство в Спитаке больничного стационара с поликлиникой. ЦК КПСС и Совет Министров СССР одобрили предложение Советского фонда мира о перечислении 15 млн. руб. на строительство больницы, школы, детских дошкольных учреждений в районах, пострадавших от землетрясения в Армении.

1,2 млн. руб. выделено Азербайджанскому и Армянскому отделениям СФМ на оказание помощи населению, вынужденному покинуть места постоянного проживания.

Значительные суммы были направлены фондом на экстренную помощь, реализацию местных социальных программ, например на строительство детской больницы в районе, пострадавшем от взрыва на железнодорожной станции Арзамаса; на восстановление лечебных учреждений, разрушенных от взрыва на станции Свердловск-сортировочный; на приобретение оборудования для госпиталей ветеранов Великой Отечественной войны; на сооружение памятников жертвам фашизма в Брянской, Сумской областях и Эстонской ССР. Всего в 1988 г. на местные программы было выделено 6,2 млн. руб.

Таковы основные направления расходования средств Фонда мира в 1988 г. В суммарном виде они составляют 180,7 млн. руб. Оставшаяся часть (около 20 млн.) - резерв фонда, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Например, СФМ перечислил 1 млн. руб. на помощь пострадавшим от землетрясения в Таджикистане.

В 1988 г. за счет средств, полученных от собственной финансово-экономической деятельности правления СФМ. произведены расходы на содержание аппарата правления СФМ и Московского городского отделения численностью 27 человек в сумме 94,3 тыс. руб.; на содержание Домов мира и дружбы и Ленинграде, Куйбышеве, Новосибирске, Хабаровске - в сумме 246,3 тыс. руб.; на издательскую и информационно- пропагандистскую деятельность советских общественных организаций, выпуск книг и брошюр по проблемам мира и разоружения - в сумме 1,1 млн. руб.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно