В позапрошлом финансовом году (с июля 1983 г. по июнь 1984 г.) сумма продаж японской компании "Тоёта мотор" впервые превысила 5 трлн. иен, За тот же период ев валовой доход увеличился на 30%, достигнув 520 млрд., а чистая прибыль (после вычета налогов) составила 250 млрд. иен. Фирма снова вышла на первое место среди японских автомобильных компаний и стала второй автомобилестроительной фирмой в мире.
Штаб-квартира "Тоёта мотор" (на ее заводах занято 59 тыс. человек) находится в Тоёта-Сити, расположенном в 27 км к западу от Нагои. Здесь никто не прогуливается по улицам. Ни молодые, ни старые. Почти нет кафе, и царит странное, какое-то безжизненное спокойствие.
Когда мы поинтересовались, чем можно объяснить такой рост объема продаж, представитель фирмы, говоря об основных причинах, отметил "качество деталей, производимых субподрядчиками, и высокий уровень производительности труда в расчете на одного работающего".
Темпы и сверхурочная работа. "Сборочный конвейер "Тоёта" - самый быстрый в мире". Якасиро Ватару говорит со знанием дела. Он 17 лет работает на конвейере завода Такаока. В его бригаде 10 человек: бригадир, два помощника бригадира, семь рабочих. Они производят монтаж кузова машины: четыре дверцы, передний и задний капот. "За час мы обязаны произвести сборку минимум 50 машин, но собираем 60. По одной машине в минуту, новичкам такой темп не под силу. Когда в 1967 г. я пришел на этот участок, бригада выполняла тот же объем работы, но нас было 30 человек", - рассказывает Якасиро.
Вакацури Тадоо работает неделю в дневную смену, неделю - в ночную. Распорядком предусмотрена работа в две смены при пятидневной рабочей неделе и восьмичасовом рабочем дне. На деле же к этому следует добавить не менее двух часов сверхурочной работы в день, что дает возможность "Тоёта" быть единственной японской автомобильной компанией, заводы которой работают круглосуточно.
Когда Вакацури работает в дневную смену, он приходит на завод в 7.55. Рабочий день начинается с традиционной физзарядки, за ней следует трехминутная летучка, на которой смена получает задание и ей напоминаются требования по технике безопасности. За 10 часов смены Вакацури выдает 10 тыс. штамповок. За весь рабочий день делается только два десятиминутных перерыва, в 10.00 и 15.00, и часовой перерыв на обед. Перерыв в 15.00 был введен только в 1971 г.
Когда в 19.00, после одиннадцатичасового пребывания на заводе, Вакацури выходит из проходной, он садится в свою "тоёту" и едет прямо домой. Машина, работа, кровать... И так неизменно каждый день, разве что он позволит себе иногда заехать в зал игральных автоматов.
Согласно данным обследования, проведенного в 1983 г., по мнению 64,2% рабочих, темп работы стал более высоким, чем в предыдущем году, а 60% заявили, что стали больными. Причиной заболевания 24,8% опрошенных считали слишком тяжелый труд, 29,8% - работу в ночную смену, 11,2% - слишком продолжительный рабочий день.
На предприятиях компании "Тоёта" базовая заработная плата составляет не более 30% всей заработной платы, получаемой рабочими фирмы. До 57% заработка может приходиться на различные доплаты. Эти доплаты являются краеугольным камнем действующей на всех предприятиях системы конкуренции между "рабочими группами" и цехами. Вот основные компоненты заработной платы рабочего фирмы: базовая заработная плата 29,6%, премия за производительность - 39,4%; доплата за сверхурочную работу и за работу в ночные часы - 21,3%, бригадная премия - 5,4%.
Во время недавней встречи трудящихся и дирекции "Тоёта" последняя обратилась к инженерно-техническим работникам и рабочим 11 заводов фирмы с настоятельным призывом "сделать невозможное", чтобы превзойти "Дженерал моторс" - первую в мире автомобильную компанию. Во всяком случае пока что "Тоёта" стяжала себе репутацию первой в мире компании, говоря словами одного ее рабочего, "по искусству отжимать последние капли из выжатого лимона".
По материалам журнала "Всемирное профсоюзное движение"
Смотрите также:
- КАПИТАЛИЗМ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА. Панорама борьбы →
- Все познается в сравнении →
- Всем - "под Котовского"! →