ФАКТЫ ПРОТИВ ДОМЫСЛОВ. Ислам и "исламоведы"

   
   

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ "советологи", зарубежные религиозные деятели все чаще берут на вооружение тезис о "мусульманском ренессансе" (возрождении) применительно как к мусульманским народам Азии, так и к народам СССР - таджикам, узбекам, азербайджанцам и другим. Например, известный арабский богослов Мухаммед Кутб пишет, что "мир ислама, его народы никогда не подойдут к стадии коммунизма". При этом он и ему подобные "исследователи" настойчиво подчеркивают, что в СССР якобы происходит оживление ислама. Они пытаются вызвать среди приверженцев ислама в нашей стране антисоветские настроения, усилить религиозный фанатизм, экстремизм, религиозно-националистическую нетерпимость.

Подобные потуги, однако, обречены на провал. В этом плане показательны судьбы народов Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, Азербайджана и Поволжья, среди которых в прошлом ислам был господствующей религией.

За годы Советской власти они совершили исторический скачок из беспросветной тьмы феодализма в реальный социализм. В основном решена задача выравнивания уровней экономического развития советских республик, обеспечено юридическое и фактическое равенство всех наций и народностей.

ЧТО ГОВОРИТ социология?

В СССР религиозность среди народов, исповедовавших в прошлом ислам, и сегодня несколько превышает средний уровень религиозности всего населения нашей страны. На основе социологического изучения степени религиозной убежденности (веры в божество), религиозного поведения можно выделить следующие типы верующих, исповедующих ислам: глубоко верующие, в том числе фанатики; умеренно верующие, верующие по традиции.

- Глубоко верующие, в том числе фанатики, немногочисленны. Их характеризуют безусловная приверженность религии, слепая вера во всевышнего с преобладанием эмоционального начала, активная религиозная деятельность, нетерпимое отношение как к атеистам, так и к представителям других религий.

- Умеренно верующие - люди пожилого и частично среднего возраста, искренне считающие себя мусульманами, знакомые с основами мусульманского вероучения, выполняющие обряды ислама, но не проявляющие активности в пропаганде религии.

- Группа слабо верующих, самая многочисленная, состоит из людей пожилого и среднего возраста, но среди них можно встретить и молодых людей. Они не обременяют себя строгим соблюдением основных предписаний Корана, лишь изредка, в основном во время праздников курбан-байрама и ураза-байрама, посещают мечеть и совершают намаз. В их сознании уживаются противоречивые, часто отрывочные представления о боге с научными представлениями. Они обычно интересуются жизнью своего трудового коллектива, событиями, происходящими в стране и за рубежом.

Имеется еще группа людей, которые совершают отдельные обряды исключительно по традиции. Среди них немало представителей интеллигенции, которые хотя и не считают себя верующими, но своим поведением способствуют сохранению традиций ислама, отождествляя их с национальными.

* Но вместе с тем в Закавказье, например, постепенно изживаются такие вредные явления, как двоеженство, насильственная выдача замуж несовершеннолетних девушек, ношение чадры. Значительно сократилось число обрядов, непосредственно связанных с религиозной догматикой.

* В Башкирской АССР из 1023 анкетированных домохозяек и пенсионеров - категорий населения, наиболее привязанных к старым обрядам, -73,9% относятся к мусульманским обрядам безразлично и не соблюдают их.

* Горцы Северного Кавказа издавна вступали в семейно-родственные отношения лишь друг с другом. Браки с русскими, украинцами, белорусами, представителями других национальностей были редки. Теперь, основываясь на данных этносоциологического исследования, можно утверждать, что не менее половины смешанных браков, а у некоторых национальностей - и более половины, заключается с представителями славянских народов. Опрос показал, что 9% кабардинцев живущих в городе, 13,5% балкарцев и 10,1% осетин состоят в межнациональном браке. На селе доля таких семей меньше.

С ПОЗИЦИИ АНТИСОВЕТИЗМА

Однако разного толка "советологи", "исламоведы" данными социологии не интересуются, как, впрочем, не интересуются реальной жизнью советских республик. У них другая цель - очернить наш строй, нашу действительность. А для этого хороши любые методы. Поэтому они зачастую умышленно отождествляют религиозно бытовые обряды с национальными. Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придав ей антисоветскую, националистическую направленность.

"Советологи" выдвигают новую версию о двух исламах - официальном и неофициальном. Если первый, по их мнению, полностью лоялен, то второй - энергично "оппозиционен режиму".

Но как бы антикоммунисты ни усердствовали, им не удается найти в среде последователей ислама какие- нибудь антисоветские группировки. Да и для их возникновения нет оснований. Так, председатель Духовного управления мусульман Закавказья шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде говорил в 1985 г., что он не может вспомнить ни одного случая, когда приверженцы ислама не могли бы использовать сполна предоставленное Конституцией СССР и Конституцией Азербайджанской ССР право на свободу вероисповедания. "Мы не закрываем двери наших мечетей ни перед кем", - сказал шейх.

Шейх-уль-ислам подчеркнул, что по Конституции мечеть отделена от государства. Но это не означает изоляции друг от друга. Государство, например, участвует в ремонте и реконструкции мечетей, помогает в организации паломничества в Мекку, выпуске Корана, религиозных журналов и т. д.

А муфтий Зияутдихан ибн Ишан Бабаханов, председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, писал в 1980 г. в журнале "Проблемы мира и социализма": "Свой патриотический долг перед Родиной... советские мусульмане прежде всего видят в укреплении экономического, научного, культурного потенциала нашей страны, в росте ее авторитета".

Некоторые из "исламоведов" вынуждены скрепя сердце признавать несбыточность своих надежд на рост отчужденности между народами Советского Союза по религиозному и национальному признаку. Даже такой известный антисоветчик, как Дж. Уилер, писал в 1979 г. в издающемся в Лондоне журнале "Азиатские проблемы": "В настоящих условиях не существует перспективы мусульманского националистического движения, аналогичного националистическим движениям мусульманских пародов Среднего Востока и Южной Азии".

И здесь с ним можно согласиться, правда, с одной оговоркой - ни в настоящих, ни в будущих условиях этой перспективы не существует и не может существовать, так как процесс дальнейшего совершенствования социалистического общества убедительно свидетельствует о его крепнущем единстве, независимо от национальных и религиозных различий.

Смотрите также: