С БЫВШИМ членом Совета по делам религий при Совмине СССР доктором философских наук, профессором А. НУРУЛЛАЕВЫМ беседует корреспондент "АиФ" Дмитрий МАКАРОВ.
- АБДУЛ Абдулвагапович, ну вот, исламские террористы снова "обратили внимание" на Москву - захватили сотни заложников. Зачем?
- Цель, объявленная террористами, - остановить военные действия в Чечне. Но объективно их действия были направлены на то, чтобы взорвать этнорелигиозную ситуацию в стране: поссорить русских с кавказцами, мусульман - с христианами. Еще одна "сверхзадача" этого теракта состояла, на мой взгляд, в том, чтобы подтолкнуть Россию к полной поддержке планов американского руководства по нанесению ударов по Ираку и другим мусульманским странам, что в конечном итоге поссорило бы Россию с исламским миром.
- Чем отличается российский ислам от "заграничного"?
- Основы, конечно, одни и те же: вера в единого Бога, в пророка Мухаммеда, через которого мусульманам был ниспослан Коран. Но на российском исламе сказываются века мирной совместной жизни с православными христианами. Практически с самого начала наши предки проявляли взаимную веротерпимость, чего не было во многих других странах.
- Есть ли "белые пятна" в истории взаимоотношений российских христиан и мусульман?
- Довольно много. Мало кто знает, что столь ненавидимый позднейшими поколениями хан Золотой Орды Батый сохранил православие на тех славянских землях, которые захватил он или его преемники. Те же славянские православные земли, которые находились за пределами влияния Золотой Орды, перешли в католичество. Но в советских учебниках истории об этом не было сказано ни слова. Как не сказано и о том, что хан Узбек, в ХIV веке провозгласивший ислам в качестве государственной религии Золотой Орды, тем не менее многое сделал для Православной церкви.
Своими указами он поставил под защиту исламского государства православные церкви. Покушавшимся на них грозила смертная казнь. Именно во времена его правления столица православия была перенесена в Москву, а золотоордынские ханы посылали князьям свои отряды для расширения Московского княжества. Таким образом, формированию централизованного российского государства "монголотатарское иго" многим поспособствовало.
Ну а когда российское государство окрепло, русская культура в свою очередь оказала могучее влияние на тюрок-мусульман. Поэтому можно сказать так: наши предки вместе создавали эту цивилизацию, защищали ее, и отказываться от нее в угоду кому-то российские мусульмане не собираются.
- Сегодня однако российская наднациональная, надрелигиозная элита плавно уходит в сторону Запада.
- "Дрейфование" это больше экономическое, духовное - в меньшей степени. Но я полагаю, это явление временное. Мы уже "наелись" плодами западного "масскульта". Начался процесс возвращения россиян к родным духовным ценностям, в том числе к религии.
- Но "наелись" ли российские мусульмане фундаменталистскими идеями, идущими с Востока?
- В основном да. Когда иностранные мусульманские радикалы приехали в Чечню распространять там свое учение, их поддержали лишь очень немногие амбициозные полевые командиры вроде Арби Бараева и Шамиля Басаева. Потерпев фактическую неудачу с насаждением среди чеченцев норм радикального ислама, который они считали настоящим, Басаев и его зарубежные духовные руководители попытались перенести войну в Дагестан. Но и там они получили сокрушительный отпор.
- К сожалению, исламские радикалы находят себе последователей среди исламской молодежи и не только в Чечне.
- Когда молодые люди оказываются в плену религиозно-политического экстремизма, ими движут не религиозные чувства, а отчаяние, вызванное массовой безработицей и нищетой, развалом экономики, опасением полной деградации своих этнических общностей. Пока российское государство не добьется существенного подъема экономики и социальной сферы на Северном Кавказе, нельзя исключать того, что люди типа Мовсара Бараева, захватившие заложников в театральном центре 23 октября, могут появиться вновь.
- Ну хорошо, в России мусульмане идут в террористы от бедности, но почему из 19 участников терактов 11 сентября 15 были гражданами богатейшей в мире Саудовской Аравии?
- Теракты, которые происходят сегодня, - это во многом следствие бессилия какого-либо народа решить свои проблемы мирными политическими средствами. Мусульманские страны Персидского залива снабжают западный мир нефтью, в американских и европейских банках вложено более триллиона их долларов, работающих на западную экономику, но решить вопрос об Иерусалиме, в котором находятся почитаемые всеми мусульманами святыни, политическими методами они не могут. Отсюда и рождается религиозно-политический экстремизм.
Палестинцы, взрывающие себя на улицах Израиля, тоже делают это с целью решить политическую задачу: реализовать решение ООН 50-летней давности о создании арабского палестинского государства. Виновным в невыполнении этой резолюции не без оснований они считают Израиль и стоящие за ним США.
- Поддерживает ли этот экстремизм элита исламских государств?
- Высшие духовные деятели исламских государств осудили любые формы терроризма как великий грех, даже если это совершается с целью доставить своему государству и своей религии какие-то блага... Но исламская элита не была бы таковой, если бы не реагировала на настроения народов своих государств, которые устали ждать "милостей от Запада". Именно этим отчасти можно объяснить участие в терроре отпрысков богатейших семей стран Персидского залива.
- Судя по российской печати, между лидерами российских мусульман сегодня наблюдается страшный раскол. Одно за другим следуют обвинения в приверженности ваххабизму и другим "ересям".
- К сожалению, это так, и причин к тому несколько. Во-первых, это непомерные амбиции наших муфтиев, каждый из которых стремится единолично представлять российских мусульман перед Кремлем и за рубежом. Во-вторых, недобросовестность многих наших политических деятелей, которые стремятся использовать религию и исламских руководителей в своих интересах, что способствует усилению конкуренции между муфтиями в их стремлении заручиться поддержкой власти. И, наконец, в-третьих, расколу способствует и борьба за денежные пожертвования, предоставляемые различными исламскими фондами.
Все это мешает нормальному течению религиозной жизни, вредит имиджу российских мусульман в глазах представителей других конфессий и братьев по вере за рубежом.