В одной из публикаций "АиФ" говорилось о том, что в нашей стране можно получать пенсию по возрасту при неполном трудовом стаже - не менее 5 лет. Я же проработала на производстве 13 лет, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить работу задолго до пенсионного возраста. Почему же я не имею права на пенсию?
К. Смирнова, Омск
На вопрос отвечает заместитель начальника Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР А. СОЛОВЬЕВ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, закон СССР о государственных пенсиях предусматривает право на пенсию по старости, инвалидности и в случае потери кормильца при неполном трудовом стаже. Чтобы, например, получить пенсию по старости, необходимо проработать на производстве не менее 5 лет, причем 3 года из них - обязательно непосредственно перед пенсионным возрастом. В то же время человек, скажем, с 13- летним трудовым стажем, но не работавший перед выходом на пенсию, права на нее не имеет.
На первый взгляд такие требования могут показаться не очень логичными.
Но давайте разберемся. Так, читательница пишет, что, отработав 13 лет, вынуждена была оставить работу по состоянию здоровья... Однако, если человек теряет трудоспособность, врачи устанавливают ему группу инвалидности.
Нередки случаи, когда женщины, имея уже значительный стаж (скажем, 10 - 13 лет), оставляют работу, чтобы заняться воспитанием детей. Конечно, каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Положим, в семье двое детей. Но повод ли это, чтобы бросить работу?.. Если же речь идет о многодетных матерях, то для них законодательством предусмотрены льготы в получении пенсии. Так, трудовой стаж женщин, родивших пятерых или более детей и воспитавших их до 8 лет, должен составлять 15 лет, а пенсионный возраст - 50 лет.
Отметим, что лиц, не получающих пенсию, в нашей стране очень мало. Это объясняется тем, что необходимый стаж работы для получения полной пенсии должен составлять 20 лет для женщин и 25 - для мужчин. Если предположить, что человек начинает работать с 20 лет, а многие и еще раньше, то его трудовая активность сохраняется в течение 35 - 40 лет. При этом учтем, что в его трудовой стаж включается служба в армии, в некоторых случаях - учеба, уход за инвалидом Отечественной войны. Женщине засчитываются также периоды, связанные с рождением детей. Согласитесь, что с учетом всего сказанного отработать необходимый стаж несложно.
В этой связи заметим, что требования к продолжительности стажа работы в нашей стране - самые низкие в мире. Во Франции, например, чтобы получить полную пенсию, нужно отработать 37 с половиной лет.
Другими словами, в нашей стране созданы все условия, чтобы человек смог выработать необходимый трудовой стаж. И если он все же оставляет работу, то, вероятно, у него есть другие источники средств существования, на которые он живет и рассчитывает прожить в пенсионном возрасте. В том же случае, когда у человека появляется необходимость перед наступлением пенсионного возраста пойти на работу, предполагается, что у него нет более никаких других источников дохода. Поэтому после прекращения работы заработную плату ему может заменить только пенсия.
Может возникнуть вопрос: а как же быть в том случае, если женщина, не имеющая права на пенсию, в пенсионном возрасте лишается средств к существованию, становясь, например, вдовой? В этой ситуации ей будет выплачиваться пенсия по случаю потери кормильца.
К сказанному следует добавить, что сейчас число лиц, получающих пенсию при неполном трудовом стаже, неуклонно сокращается. Это объясняется увеличением занятости населения в общественном производстве и изменениями самих условий пенсионного обеспечения.
***
Расскажите, пожалуйста, как и кто контролирует деятельность работников органов внутренних дел.
Э. Панкратов, Уфа
ОТВЕТ на вопрос заложен в самом названии того или иного подразделения милиции. Например: "Управление внутренних дел (УВД) Челябинского областного Совета народных депутатов", "Районный отдел внутренних дел (РОВД) Александровского районного Совета народных депутатов" и т. п. Милиция работает в гуще народных масс, вместе с народом, именно он и осуществляет над ее деятельностью самый строгий контроль. Руководящему составу органов МВД, сотрудникам милиции вменяется в обязанность постоянно бывать в трудовых коллективах, общаться с людьми на местах, вести откровенный разговор о волнующих их вопросах, систематически информировать трудящихся через печать, радио и телевидение о проводимой работе по укреплению общественного порядка.
К сожалению, встречаются еще случаи недобросовестного отношения работника милиции к своим обязанностям, злоупотребления служебным положением, властью.
Приведем лишь один пример: участковый инспектор Целинского РОВД Ростовской области П. Мирный использовал служебное положение в личных целях, о чем свидетельствовали жалобы трудящихся. Руководство УВД Ростовского облисполкома после проверки фактов освободило участкового инспектора от занимаемой должности, за дискредитацию звания работника милиции П. Мирный уволен из органов внутренних дел.
Милицейские коллективы освобождаются от нарушителей законности, равнодушных, безответственных сотрудников, допускающих различного рода злоупотребления.
Министерство внутренних дел СССР и его органы на местах уже осуществили и продолжают осуществлять необходимые меры по устранению недостатков в оперативно-служебной деятельности милиции, по усилению борьбы с преступностью. С этой целью значительно укреплены в количественном и качественном отношении ведущие оперативные звенья милиции: уголовный розыск, БХСС, служба охраны общественного порядка. Увеличена численность участковых инспекторов милиции, во многом перестроена их служебная деятельность с тем, чтобы они большую часть времени работали непосредственно на закрепленных участках с населением, народными дружинами, занимались лицами, требующими профилактического воздействия.
В настоящее время приняты строгие меры по наведению должного порядка в учете и регистрации заявлений и сообщений о правонарушениях, совершенствованию стиля работы.
Другим очень важным видом контроля является надзор органов прокуратуры за деятельностью тех или иных подразделений милиции. Иными словами, ни одно дело, возбужденное в органах МВД в отношении граждан с целью пресечения преступных актов и наказания виновных, не минует рук прокурора района, области, вплоть до Прокуратуры Союза ССР.
Укреплению правопорядка и совершенствованию в этих целях работы милиции способствует деятельность недавно созданных в системе МВД СССР политорганов. В их задачу входит организация и руководство партийно-политической, идейно-воспитательной и культурно-просветительной работой, повышение ответственности личного состава за исполнение своего служебного долга. Эта работа способствует коренному улучшению дисциплины, повышению профессионализма и культуры в деятельности личного состава, каждого работника органов внутренних дел.
***
Не могли бы вы рассказать, какое наказание понесли после окончания второй мировой войны главные военные преступники Японии, кто их судил?
И. Янушкевич, Николаев
ТРЕБОВАНИЕ суда над японскими военными преступниками было сформулировано в Потсдамской декларации трех держав антигитлеровской коалиции от 26 июля 1945 г. Для проведения процесса 19 января 1946 г. соглашением между США, СССР, Великобританией, Китаем, Францией, Австралией, Канадой, Новой Зеландией, Нидерландами, Индией и Филиппинами был учрежден Международный военный трибунал для Дальнего Востока.
Судебный процесс проходил в Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. Трибунал имел право судить и наказывать военных преступников на Дальнем Востоке, которые либо персонально, либо как члены организации обвинялись в тех же преступлениях, которые были перечислены в Уставе Международного военного трибунала в Нюрнберге.
Суду были преданы 28 министров, дипломатов, военных, идеологов и исполнителей преступных планов японского империализма, в том числе премьер-министры Тодзио, Хирота, Хиранума и Койсо, военные министры Араки и Итагаки, бывший командующий Квантунской армией Умэдзу, японский посол в Берлине Осима.
На протяжении более 30 месяцев трибунал рассматривал и анализировал материалы о тягчайших преступлениях против человечества, совершенных военными и политическими лидерами Японии.
Как явствует из документов судебного процесса, главные военные преступники Японии, как и гитлеровцы, осужденные в Нюрнберге, совершили наитяжелейшие преступления против мира, военные преступления и преступления против человечества.
Так, Тодзио, Того, Хасимото и другие выдвинули идею создания "сферы сопроцветания великой Восточной Азии". В эту сферу, которая должна была находиться под гегемонией японской империи, предполагалось включить Китай, Индокитай, Бирму, Малайю, Индонезию, Индию и ряд других стран. Создание ее неизбежно предусматривало захват Сибири и советского Дальнего Востока.
Как и гитлеровские фашисты, японские милитаристы пренебрегали международными договорами.
Приговором Международного военного трибунала для Дальнего Востока было признано, что Япония на протяжении многих лет планировала и готовила войну против СССР. Уже летом 1941 г. японской военной кликой был разработан план внезапного нападения на нашу страну. Осуществлению его помешал не пакт о нейтралитете, с которым Япония не считалась, а успехи Вооруженных Сил Советского Союза в войне против Германии.
Япония осуществила агрессию против Китая, США, Великобритании, Голландии, Франции и других стран. По указанию японских правителей и военачальников японская армия совершала в широких масштабах военные преступления, запрещенные международными конвенциями о военнопленных.
В приговоре Международного военного трибунала для Дальнего Востока приводятся многочисленные факты массовых убийств и истязаний военнопленных и мирного населения. Трибунал констатировал, что зверства (пытки военнопленных, бесчеловечное обращение с ними и другие преступления) совершались по приказанию японских руководителей.
Международный военный трибунал приговорил 7 подсудимых к смертной казни через повешение (в том числе Тодзио, Хирота, Итагаки), 16 - к пожизненному тюремному заключению (в том числе Хиранума, Койсо, Араки, Умэдзу), Того - к 20 и Сигэмицу - к семи годам тюремного заключения. Во время процесса двое подсудимых умерли, один был признан невменяемым.
В Токио, как и в Нюрнберге, не все главные военные преступники были преданы суду Международного трибунала. Главнокомандующий вооруженными силами союзных держав на Дальнем Востоке генерал Макартур не допустил включения в список главных военных преступников ряда реакционных лидеров, в первую очередь крупнейших промышленников, материально обеспечивавших агрессивные войны Японии. В США явно считали необходимым сохранить их, чтобы в дальнейшем использовать для реализации планов восстановления военного потенциала Японии.
Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио, вынесшие приговоры главным немецким и японским военным преступникам сыграли важную историческую роль. Они осудили не только конкретных виновников агрессивных войн, но и саму агрессию как тягчайшее преступление против человечества. Приговоры этих трибуналов вошли в историю как документы, осуждающие фашизм и милитаризм. Они призывают народы мира к бдительности, к расширению и укреплению всемирного фронта борьбы за мир, к разоблачению и осуждению тех, кто ныне вынашивает безрассудные планы установления господства над миром, кто осуществляет подготовку новой мировой войны.
***
Расскажите, пожалуйста, подробнее об установлении военно-стратегического паритета между СССР и США, Организацией Варшавского Договора и НАТО.
С. Гусев, Донецк
СЕРДЦЕВИНОЙ паритета бесспорно является примерное равенство в количестве и качестве стратегических вооружений СССР и США, а также ядерных средств средней дальности и обычных вооружений Организации Варшавского Договора и НАТО, пишет в "Комсомольской правде" генерал-майор Ю. Лебедев.
В начале 60-х годов ядерный потенциал Соединенных Штатов превосходил уровень ядерных вооружений Советского Союза. В США была создана так называемая стратегическая триада, состоящая из межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков. США первыми в мире стали оснащать свои баллистические ракеты многозарядными разделяющимися головными частями индивидуального наведения, приступили к созданию нового вида стратегического оружия - крылатых ракет большой дальности воздушного, морского и наземного базирования.
Однако меры, принятые СССР уже к началу 70-х годов, позволили ликвидировать перевес США в области стратегических вооружений. В феврале 1971 г. американский президент заявил: "Сегодня ни Соединенные Штаты, ни Советский Союз не имеют четкого ядерного преимущества".
В настоящее время количество стратегических носителей у сторон по сравнению с 1979 г. практически не изменилось. СССР имеет их 2504, а США - 2215 единиц. Хотя носителей у СССР несколько больше, зато по количеству боезарядов США по-прежнему располагают преимуществом за счет тяжелых бомбардировщиков с крылатыми ракетами большой дальности и бомбами. Но в целом установилось примерное равновесие.
Сохраняется паритет и в области ядерных средств средней дальности в Европе. В настоящее время США развернули в Западной Европе 218 ракет, а с учетом ракет Англии и Франции НАТО имеет здесь 396 ракет средней дальности. СССР в европейской зоне имеет 243 ракеты "СС-20". Боеголовок на них не больше, чем на ракетах НАТО. С учетом авиации в Европе НАТО имеет некоторое преимущество по носителям. Соотношение ядерных зарядов, примерно 3000 к 2000, также в пользу НАТО. Однако, учитывая различия в составах ядерных вооружений сторон, тем не менее есть основание говорить о примерном равновесии и по этой категории ядерных средств.
Подобная картина складывается и по обычным вооружениям.
Стратегический паритет исключает возможность приобретения односторонних преимуществ, гарантирует мир и международную безопасность.
Ответы подготовили: Л. САМОФАЛОВ, В. ПЕТРОВ
Смотрите также:
- ИХ ДЕМОКРАТИЯ. "Хочешь мира - за решетку" →
- НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Щит мира и социализма →
- Дайджест новостей от 03.08.1993 →