Затмение в экономике

   
   

Случившееся на прошлой неделе солнечное затмение на добрый час погрузило Россию в сумрак. А между тем до 40% нашей экономики постоянно прячется в тени.

ТЕНЕВАЯ экономика есть везде. Даже в США, Швейцарии и Японии. Но в этих странах она составляет всего около 10%. Почему в нашей стране невыгодно жить честно?

В СУМРАК погрузилось народное хозяйство. На прошлой неделе глава Минэкономразвития Герман Греф выступал перед таможенниками и, не стесняясь, признал, что добрая половина импорта ввозится по "серым" схемам. То есть декларируется совсем не тот товар, который на самом деле приезжает. В качестве примера он привёл цифровые фото- и видеокамеры, которые стоят от 2 до 5 тысяч долларов, а таможенные пошлины уплачиваются из минимальной стоимости - 53 доллара. По словам министра, сегодня объём "серого" импорта бытовой техники, электроники и мобильных телефонов достигает 85%, одежды - 60%, половина мебели в наших магазинах - по сути контрабанда. Товары, по которым все пошлины заплачены честно, единичны.

Но вот парадокс. Государство уже раз пыталось навести порядок на рынке импортной бытовой техники, и все помнят, к чему это привело. Цены на мобильные телефоны подскочили процентов на 20, и те стали недоступны широкому кругу народных масс. Что же получается - жить честно в нашей стране одним невыгодно, а другим не по карману?

Мобильные телефоны в России никогда не производились и никогда производиться не будут. Так в чём же смысл таких колоссальных таможенных пошлин?

Выгоднее вывозить из страны, чем работать

ДРУГОЙ пример - недавно в одном из ведомств обеспокоились большим количеством поддельных лекарств. Провели рейд, собрали контрафакт, отправили на экспертизу в одну из заграничных лабораторий. Пришёл ответ - лекарства вполне нормальные. Оказалось, что выпускают их не какие-то подпольные цеха, а обыкновенные российские фармпредприятия. Просто две смены они работают по-белому, а одну - по-чёрному. Кстати, чиновники поступили вполне разумно - закрыли на это глаза: не губить же на корню всю отечественную фармацевтическую промышленность. Но что заставляет фабрики так поступать?

Я ответственно заявляю: сегодня ни одно предприятие в России, работающее на внутренний рынок, не в состоянии честно платить все положенные по закону налоги и при этом не обанкротиться.

Недавно одна общественная организация провела сравнительный анализ налогообложения предприятий в странах с рыночной экономикой (США, Великобритания, Франция, Германия и Россия). Исследования показали, что в нашей стране совокупное налоговое бремя минимум в два-три раза выше. В США совокупный налог не превышает 35% доходов, у нас доходит до 70%. Неужели наша цель - обанкротить и разорить предприятия и, следовательно, само государство?

Самым тяжёлым, по мнению предпринимателей, является налог на добавленную стоимость (его доля в общем налоговом бремени 70%, кстати, в США его вообще не существует). За первый год своего существования он разрушил добрую половину предприятий. Этот налог развалил всю лёгкую промышленность, так как при ввозе хлопка в страну фабрика должна была заплатить 28% его стоимости и ещё 28% должна была отдать после продажи готового изделия. Более того - этот налог создаёт такие условия, что нефть, газ, лес, цветные и чёрные металлы, металлолом и другое сырьё выгоднее продавать за рубеж: ведь те, кто вывозит сырьё из страны, от НДС освобождены и, соответственно, платят налогов на 70% меньше, чем те, кто работает на потребителя внутри страны. Наконец, законом предусмотрены льготы по НДС для иностранных граждан и организаций. Так что этот налог делает богаче тех, кто работает на иностранных конкурентов.

Что в этих условиях остаётся делать отечественному производителю? Естественно, бежать от налогов. Он и бежит. Сейчас в правительстве идут споры, стоит ли снижать НДС и до какой степени. Обсуждаются 13%, но министр финансов и министр экономического развития яростно возражают. Но на практике предприятия реально платят в лучшем случае 7-8%.

Пять часов - на государство, три - на себя

НЕПОСИЛЬНЫЕ налоги означают чрезвычайно высокую эксплуатацию труда наших людей: две трети своего рабочего времени они вынуждены работать на налоги и только треть на себя и на работодателя. Такого нет ни в одной стране мира.

Причём всё это прикрывается играми в социальную справедливость. Якобы государству нужны деньги, чтобы платить зарплаты, пенсии. Поэтому у нас такие высокие налоги. На деле же получается наоборот. Бизнес всё равно в конечном итоге перекладывает налоговое бремя на плечи простых людей: просто закладывает эти налоги в цену товара. Вот и выходит, что чем больше государство обирает бизнес, тем выше цены.

Да и зачем государству собирать такие огромные налоги? Доходы бюджета и так на 8% выше расходов, деньги не помещаются ни в какие стабфонды, а бизнес держат впроголодь. Ему не хватает средств на развитие, на технику безопасности, на достойную зарплату.

Эта несправедливость и толкает российскую экономику в тень. Отсюда и отсутствие честной конкуренции, и засилье монополистов на всех уровнях. Бизнес просто не в состоянии жить честно, играть по правилам. Тот, кто готов заплатить все налоги, тут же выпадает из конкурентной борьбы. Предприятия соревнуются друг с другом не по принципу, у кого меньше издержек, у кого справедливей цена, а кто ловчее надурил налогового инспектора. Кто ближе к административной кормушке, тот и прав.

Мне могут возразить: мол, снизили единый социальный налог, а зарплаты из тени так и не вышли. Значит, мало снизили. Моё убеждение: НДС надо снижать до тех пор, пока предприятию не станет выгоднее платить всё честно, чем тратиться на уход от налогов. Тогда фирмы начнут открывать реальную выручку и белую зарплату. Бизнес согласен выбраться из тени - только надо дать ему вздохнуть.

Александр МИЛЕНТЬЕВ, экономист, эксперт организации международного развития


Кстати

Cколько России в тени?

Давно слышу разговоры о доли теневой экономики в России. А какие есть оценки этого сектора? Какие отрасли в большей степени прячутся в тени? И сколько от этого теряет государство?
О. М о р о з о в, Кострома

УЧИТЫВАЕМАЯ статистическими службами теневая экономика - это не производство подпольного оружия или чего-то другого незаконного. Речь идёт о скрытой и неформальной, но законной деятельности. В первом случае о производстве вполне легальных товаров и услуг, которые фирмы скрывают от государства, чтобы уменьшить величину налогов, избежать различных проверок и т. д. Во втором случае имеют в виду производство товаров и услуг семьями на продажу. Скажем, если ваша знакомая шьёт за деньги, а сосед по даче выращивает огурцы и продаёт их на рынке, они вносят свой вклад в теневую экономику.

Много ли в России "тени"? По данным Росстата - около 20% ВВП. То есть на каждые четыре зарегистрированных рубля приходится один неучтённый. Именно эти оценки включаются в официальные данные. Однако ФБК более реалистичной считает величину в 30-40% ВВП.

Как считают "объёмы тени"? Конечно, точно определить их невозможно. Но можно, например, сравнить официальную зарплату и прибыль от предпринимательской деятельности с суммами, которые люди оставляют в магазинах и на рынках. Окажется, что расходы гораздо больше доходов. Или провести выборочный опрос населения. Разумеется, задать напрямую вопрос о доходах нельзя, так как честно на него никто не ответит. Но можно поинтересоваться, какие товары человек покупает, сколько тратит на отдых, обучение или медицину.

Лидерами среди самых "теневых" секторов экономики в России являются розничная торговля, предоставление бытовых услуг населению, рыболовство и сельское хозяйство. Здесь доля тени составляет не менее 50%.

Нельзя сказать, что теневой сектор - исключительно негативное явление. Конечно, есть свои минусы. Например, государство недополучает налоги. Скажем, в позапрошлом году государство только со скрытой зарплаты недополучило налогов на сумму 255 млрд. руб. Для сравнения: в это время на здравоохранение и образование было выделено из федерального бюджета в полтора раза меньше - 165 млрд. руб. Но, с другой стороны, теневая экономика позволяет сократить безработицу. Например, не будучи первоклассным специалистом, найти работу в теневом секторе проще, чем на официальном рынке труда. Многим это позволяет получать живые деньги, а не сидеть дома без работы.

По сравнению с 2000 г. доля теневой экономики в России снизилась. Правительством много сделано для снижения налоговой нагрузки. Однако выход из тени будет непростым и долгим.

Елена ЛЕОНТЬЕВА, аудиторско-консалтинговая компания ФБК

Смотрите также: