Наш человек в космосе

   
   

СОРОК пять лет назад, 12 апреля 1961 года, в космос полетел Юрий Гагарин. Этому событию радовались миллионы. Полёт готовили тысячи. Мы выбрали троих.

Как его провожали...

ЮРИЙ ПАНКРАТОВ в 1961 г. работал ассистентом оператора на студии "Центрнаучфильм". В 20-х числах марта ему была дана команда лететь на Байконур с аппаратурой для синхронной съёмки. Ожидалось что-то крайне важное - ведь за ним одним с Байконура прислали двухмоторный самолёт Ли-2.

- ПРИЛЕТЕЛИ в тот же день всё разъяснилось: предстоит полёт человека в космос. Съёмочной группе показали будущих космонавтов. Их было человек 10, все молодые, красивые... Гагарин в их компании был, как бы сейчас сказали, неформальным лидером.

Надо сказать, что с самого начала мы снимали 2 фильма: один - для Королёва (он до сих пор засекречен), второй, открытый, - для зрителей. Старт гагаринской ракеты-носителя, например, широкой публике тогда так и не показали. Считалось, что по цвету пламени можно определить состав секретного топлива. Поэтому в фильм при монтаже пришлось врезать кадры с какого-то устаревшего и рассекреченного на тот момент запуска.

Настало утро 12 апреля. С самого ранья космонавтов повезли к кораблю. Кроме меня на старте работали ещё 2 оператора. Один поднялся на лифте к самому кораблю, я снимал снизу, ещё снимали в автобусе, вёзшем Гагарина и его дублёра Германа Титова к кораблю. Доклад Гагарина председателю госкомиссии (тогда это был маршал Руднев) мы снимали вдвоём с разных точек не только для "художества", но и потому, что эту важную персону в советские времена можно было показывать только со спины. Гагарин сперва по ошибке адресовал свой доклад Королёву и только потом повторил его маршалу. Но тогда всем было не до этикета.

Потом Гагарин в своём оранжевом скафандре вошёл в лифт и поднялся в кабину. От посадки до старта прошло примерно 3 часа. У Гагарина выдалось несколько спокойных минут, и он попросил поставить музыку. "Какую?" - спросили из командного бункера. "Конечно, про любовь", - ответил Гагарин. Некоторое время ушло на поиски. Потом на связь с Гагариным вышел Попович и виновато сказал: "Юра, про любовь ничего нет. У этих военных одни марши на уме". Гагарин рассмеялся, но с тех пор у наземных служб были под рукой плёнки с любимой музыкой космонавтов.

По трёхминутной готовности откинулась мачта, которая подпитывала корабль кислородом. По минутной - кабель-мачта, обеспечивавшая проводную связь космонавта с бункером. После объявления минутной готовности, когда начался посекундный обратный отсчёт времени, наступило самое тревожное ожидание. Наконец прозвучало "Ключ на старт!" - команда на начало пуска. Потом - "Зажигание!". Тут начался такой рёв, который и сравнить-то не с чем. Представьте: мощность - 20 миллионов лошадиных сил!

Короче, в 9 часов 07 минут по Москве ракета ушла в небо, а мы остались на Земле. Знаменитое "Поехали!" было сказано через несколько секунд после старта, когда Гагарин почувствовал ускорение и понял, что летит.

...и как встречали