"Швыряясь деньгами, Россия развратила мировой музыкальный рынок", - считает художественный руководитель Мариинского театра, дирижёр Валерий ГЕРГИЕВ. ВОТ уже в пятый раз с 23 апреля по 9 мая в России пройдёт Московский Пасхальный фестиваль, основателем и руководителем которого является дирижёр Валерий Гергиев. В рамках региональной программы это масштабное культурное событие смогут увидеть и услышать жители 17 российских городов - Красноярска, Новосибирска, Вологды, Ханты-Мансийска, Челябинска. - ВЫ ездите с гастролями в провинцию. Вас что-нибудь ещё удивляет или уже ко всему привыкли? - Я убедился, что одной из главных проблем России остаются дороги. Передвигаться по провинции наземным транспортом - настоящая пытка. Я проехал от Костромы до Нижнего Новгорода и убедился в этом. За окном XXI век, а ситуация всё та же, что и во времена Гоголя. С другой стороны, я вижу, что люди в провинции хотят слушать настоящую музыку. Общаясь с публикой, чувствую искреннее внимание и интерес к тому, что мы делаем. - Недавно британская газета "Таймс" написала, что по масштабам личности и творческих успехов вы достигли уровня Солженицына и Толстого... А вы сами что считаете главным достижением своей жизни? - (Задумывается.) Вы меня в угол загнали этим вопросом. Наверное, главное в моей жизни то, что мне удалось сконцентрироваться на работе с огромной семьёй артистов Мариинского театра. При этом мы смогли найти твёрдую опору в виде золотого репертуара русской оперной, балетной и симфонической музыки. Как только это случилось, в конце 80-х, интерес к Мариинке неуклонно рос во всём мире. - Валерий Абисалович, как вы считаете, власть и искусство должны взаимодействовать или им лучше держать дистанцию? - Во все времена люди искусства находились в диалоге с властями - это нормально. Баварский король Людвиг II вошёл в историю благодаря тому, что опекал Рихарда Вагнера и помог осуществить мечту его жизни - создать свой фестивальный театр в городе Байрейте, который до сих пор является жемчужиной мировой музыкальной культуры. Через два года во время очередного фестиваля "Белые ночи" в Санкт-Петербурге весь мир сможет увидеть, что в сегодняшней России возможно создание огромного фестивального комплекса - я говорю как о реконструкции исторического здания Мариинки, так и о постройке нового концертного зала и второй сцены нашего театра. Это я всё о той же концентрации... - По-вашему, музыка может выступать как разрушительная сила? - К сожалению, может... Бешеные темпы индустриализации, погоня людей за деньгами отравили не только воздух, почву, воду, но и музыкальный рынок. В музыке сегодня столько грохота и хлама, что даже искренние её любители зачастую не могут отделить зёрна от плевел. - Выходит, деньги могут убить искусство? - Уже убивают. Противостоять мощным коммерческим процессам очень сложно. У настоящей музыки есть иммунитет, но под напором вредоносных коммерческих бактерий он ослабевает. Кроме того, Россия активно развращает мировой рынок классической музыки. Когда стареющие звёзды выступают у нас за гонорар, в 10-20 раз больший, чем они получают в других странах, - это ненормально. Никогда "Метрополитен-опера" не заплатит самой титулованной звезде больше 15 тысяч долларов за концерт! А у нас платят и по 100, и по 200 тысяч долларов. Лучше бы эти деньги направили на воспитание молодых музыкантов, на покупку инструментов, литературы для школ и университетов. - Знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал: "Покажите мне оркестр, который любит своего дирижёра, и я покажу вам плохой оркестр". Ваши музыканты вас любят? - Могу сказать только одно: я люблю многих музыкантов мира, но самыми дорогими и близкими для меня остаются музыканты Мариинского оркестра. А любят ли они меня, надо у них спросить... Информационные спонсоры Московского Пасхального фестиваля: "Аргументы и факты", "Радио России", радиостанция "Маяк". Смотрите также: М. Таривердиев: "Искусство - не сфера обслуживания, а высокое служение". О нашей музыкальной культуре → Большой театр не хочет быть музеем → МУЗЫКА. "Публика плакала..." → ...