Кто делает "ментов" "козлами"?

   
   

Вся страна во главе с президентом борется с коррупцией и организованной преступностью. А простой народ недоумевает: подумаешь, проблема.

ВОТ когда тебя хватают на улице и заставляют сознаться в "пяти убийствах и десяти изнасилованиях" - это посерьёзнее коррупции.

ЛЮДИ стонут от произвола милиции. По инициативе Фонда "Общественный вердикт" "Левада-центр" провёл исследования среди милиционеров 40 с лишним российских городов с населением от 200 тыс. человек до миллиона и больше. 63% честно признались в использовании незаконных методов расследования, грубости в отношении к населению. И сами объясняют это несколькими причинами.

"Палка" - всему голова

КАК выяснилось в результате другого опроса, который проводил центр "Демос", самая главная причина жестокости милиции - порочная "палочная" система отчётности, с которой в бытность главой МВД пытался бороться Б. Грызлов. По словам самих милиционеров, для их начальства наиболее ценен тот сотрудник, который обеспечивает показатели. Гонка за количеством - одна из фундаментальных причин распространения пыток и жестокого обращения. Многие опрошенные признали, что выполнять свои задачи без нарушения законодательства милиция не может. Насилие используется как средство раскрытия преступления. Как пояснил один сотрудник прокуратуры: "Когда есть уверенность, что человек виновен, для быстрого раскрытия преступления допускаю возможность применения насилия".

Исходя из исследований получается, что к жестокости чаще всего склонны милиционеры с низким профессиональным уровнем, с небольшим сроком службы. А таких в российской милиции больше чем достаточно. Начальник районного отдела милиции Республики Коми описал кадровую проблему так: "У нас под боком предприятие ЛПК. Парни предпочитают устроиться туда на низкую категорию и получать большие деньги, чем идти к нам. Дело доходит до маразма: мы пишем объявление, что ОВД требуются сотрудники, и если человек не больной, он запросто проходит комиссию. Требуется лишь среднее образование. И приходят люди, которым не место в милиции. Мы вынуждены заниматься подбором кадров, а не их отбором".

Среди врагов - нищета, усталость и хамы

НА ПЫТКИ и жестокость по отношению к людям толкает в том числе и материальная необеспеченность (более 90% опрошенных оценили размер своей зарплаты как недостаточный или низкий). 9 лет колонии строгого режима получил бывший сержант милиции УВД на Московском метрополитене Б. Коструба. Он задержал 20-летнего рабочего Р. Байбекова, когда тот пытался без билета пройти на станцию метро "Сокольники". Проверив документы, сержант обнаружил, что у рабочего нет регистрации в Москве. Нарушителя доставили в отделение милиции. Сержант "предложил" оплатить штраф в тысячу рублей, а когда Байбеков отказался, достал пистолет и выстрелил ему в лицо. Пуля вошла в рот, вышла через спину, и рабочий чудом остался жив. На суде Коструба говорил, что выстрелил случайно, хотел только припугнуть и сделал это от отчаяния: ему были нужны деньги на лекарства для больной матери.

Сотрудники милиции болезненно относятся к тому, что граждане не признают их безусловной властью. "Когда в 3-4 утра сотрудник останавливает на улице гражданина, который пьёт из горла вино, кричит, бутылки бьёт, милиционер имеет право проверить документы, сделать замечание. И в такие моменты многие под градусом начинают пальцы веером гнуть, кричать, проклинать милицию. А милиционер уже не первые сутки отработал, у него глаза слипаются, кто-то в этой ситуации и срывается", - объясняет питерский постовой.

Вспышки гнева, не поддающиеся логическому объяснению, случаются у милиционеров и от переутомления. Бесконечные усиления, операции, вал документации, которую надо оформлять собственноручно, приводят к тому, что приходится работать сутками, без выходных и отпусков. Плюс ко всему более 80% милиционеров из-за низкой зарплаты подрабатывают (58% - охранниками, 36% - частным извозом). На отдых практически нет времени, поэтому и звереют, когда их дёргают зря. Например, недавно в Новгороде лейтенант милиции был приговорён к 3 годам лишения свободы. Он обвинялся в том, что 11 июля 2005 г. заставил хулигана съесть 2 погона и презерватив. Тот был задержан, когда позвонил на "телефон доверия" УВД области и нецензурно оскорбил милиционера.

"Люди видят, как к нам относится власть, и поэтому сами ни во что не ставят милицию", - говорят милиционеры. Материально и технически милиция не обеспечена. "Компьютера у нас не было, вот только купили, скинулись в отделе"; "У этого участкового территория в 40 км2, и он без машины пешком её обходит. У него вены на ногах лопаются, но кто это видит?" (из интервью с милиционерами). Социально милиция не защищена: государство в отличие от военных сотрудникам милиции квартиры не даёт, на зарплату жильё никогда не купишь, льготный кредит не получишь. А все реформы сводятся к сокращению штатов, перестановкам наверху, борьбе с "оборотнями в погонах", которую сами милиционеры называют обычной показухой.

Вывод один - пока государство всерьёз не займётся реформой МВД, милиция долго ещё будет оставаться нищей и озлобленной, а коррупция в её рядах будет только расти.

Смотрите также: