Обозреватель "АиФ" передаёт из деревни каннибалов
Окончание. Начало в "АиФ" NN 38, 39
...ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ, леденящий душу вой продолжался полчаса. Он утих резко - словно существо подавилось. И будто в насмешку раздался сатанинский хохот. Смеялись хриплым, надтреснутым голосом, так в фильмах ужасов хохочут ведьмы. Вскоре уже было трудно разобрать, что там происходит - кто-то ухал, кто-то ржал, кто-то продолжал выть на одной ноте. Что это было? Кто? Выяснять я... поостерёгся. В общем, ночевать в самом сердце острова Новая Гвинея я вам точно не советую.
- Вам не страшно тут жить? - поинтересовался я с утра, с трудом разлепив глаза.
- Нет, - флегматично ответил вождь. - А чего тут страшного? Змеи через забор не переползут, против малярии есть препараты. Вот кто досаждает, так это пауки.
Падение доллара - не стресс
"ПРЕПАРАТ" против малярии по-папуасски - это зубчатый лист бурого растения (по запаху напоминает чеснок). Путешествуя по джунглям, папуасы натираются этим листом - отпугивает комаров почище фумитокса. В деревне вообще мало проблем со здоровьем, и это удивляет: живут люди в джунглях, едят черт-те что, кругом куча заразы, а почти не болеют. Возможно, дело тут в инстинкте выживания. Например, папуасы абсолютно не в курсе, что на белом свете существует такой витамин С. Однако при простуде стараются есть как можно больше диких мандаринов, которые этот витамин содержат в количестве, нужном для выздоровления. Туземцы традиционно делают упор не на лечение уже наступившей болезни, а на её предотвращение, например, жуют корешки, повышающие иммунитет. Считается, что горькое лекарство - самое лучшее, оно способно прогнать злого духа, от сладкого же тот не уйдёт. Жители лесных деревень почти не знают нашего главного бича - сердечно-сосудистых заболеваний: у них в джунглях никаких стрессов типа падения доллара нет, разве что свинья иногда потеряется. Раковые опухоли - тоже редкость: экология вокруг что ни на есть чистейшая, никаких фабрик нет. Говорят, что стоит "деревенскому" папуасу переехать жить в город, как он в течение двух-трёх лет умирает: но, возможно, такие слухи распускаются как раз для того, чтобы туземцы не уезжали.
Чего папуасы точно не умеют лечить, так это раны, хотя кровотечение останавливают растением типа нашего лопуха, но если рана воспалится - верная смерть: люди часто умирают после ранений, причинённых на охоте или в стычках с соседним племенем. В среднем же "лесной человек" живёт в деревне примерно 65-70 лет, и это удивительно. Мы у себя в мегаполисах, без змей и пауков, и то, получается, существуем куда меньше.
...Колдун-знахарь (на местном языке - "какуа") пришёл примерно в семь утра чем-то недовольный: вероятно, тоже с недосыпа. Папуасы робко жались возле хижин. Как я уже заметил, колдунов тут опасаются: некоторые племена верят, что какуа напрямую общается с загробным миром и в состоянии воскрешать мертвецов. Племя "древесных людей" карафай (это в районе его обитания недавно нашли упомянутые ранее обглоданные останки китайского туриста) вообще уверено, что колдуны не люди, а человекообразные демоны. Съедение знахаря у них не считается людоедством. По их мнению, зловещие слуги ада способны вселяться в тело любого человека, даже ребёнка. В мае этого года австралийская телепрограмма "60 минут" сообщила о попытке съедения в племени 6-летнего мальчика.
Компьютер ремонтируют... кровью
ПЕРВЫМ делом у мёртвого колдуна высасывают мозг, пока он не остыл, иначе знахарь может воскреснуть. Черепа шаманов выставляют у границы племени - как и мумии, они стерегут подходы к деревне. Кроме расправ с колдунами папуасы сразу нескольких племён путём каннибализма могут "наказать" вора, совершившего кражу женщины (или, что ещё хуже, свиньи). Впрочем, как уверили меня в полиции Вамены, последний раз случай "съедобного самосуда" имел место три года назад. И вообще к племенам типа карафай лучше ездить с сопровождающими от властей. Посещали "древесных людей" австралийцы с охраной, обошлось без проблем. А вот китаец пошёл в одиночку - и исчез.
- "Древесных людей" экспедиции обнаружили не так уж давно, - разводит руками полицейский капитан. - Многие там уже привыкли к иностранцам, но кто-то до сих пор считает их колдунами, так что всё зависит от вашего поведения в племени.
Пугал меня вождь напрасно: пообщавшись с папуасами, знахарь снизошёл до разговора со мной. Впрочем, через пару минут знаток загробного мира переключил внимание на мой ноутбук: тот не пережил холодную ночь и отказывался работать. Повертев технику в руках, колдун пренебрежительно фыркнул и выдал подробный рецепт ремонта:
- Дух внутри гневается. Следует пожертвовать ему что-нибудь: обмазать свиной кровью или положить целый банан. Иначе учти - он может окончательно разозлиться.
Я не стал разбираться, шутит знахарь или нет. Отобрав компьютер, я нервно объяснил, что не собираюсь прибегать к свиной крови: пусть дух ноутбука обижается, сколько хочет. Осудив мою несознательность, какуа самолично принёс к ноутбуку зелёный банан и, раскачиваясь, прочитал заунывное заклинание. Разумеется, компьютеру это ничуть не помогло, но опытный колдун с лёгкостью вывернулся из неловкой ситуации:
- Нужно время, чтобы умилостивить дух. Ты всё-таки обязательно подумай о крови.
...Деревня явно вздохнула спокойно, когда знахарь ушёл. Чувствуется, что без него в каких-то ситуациях не обойтись: он может сварить зелье для лечения и даже провести операцию - вырезать бамбуковой щепкой из тела наконечник стрелы. Но его туманные связи с потусторонним миром наводят на людей страх. Племя же карафай, которое столь могущественных людей спокойно съедает, называют "отмороженным" - они и так на деревьях живут, хуже им уже никак не сделаешь. Дикий народ, одним словом.
Ещё через час воины племени отправились "на зарядку" - с размаху били друг друга тупыми концами копий так, что оставались синяки, отвешивали оплеухи - что-то типа военных тренировок, с утра они обязательны. Женщины разбрелись пропалывать поля сладкого картофеля, дети пошли в джунгли - собирать дикие плоды. В последние сорок лет правительство Индонезии прикладывает небывалые усилия, чтобы "цивилизовать" папуасов, и отчасти добилось успеха. Ритуальное людоедство значительно уменьшилось, многие племена охотно отдают детей в начальную школу, с удовольствием носят европейскую одежду, которую дарят им протестантские миссионеры. Однако цивилизация эта - все же поверхностная. "Лесные" папуасы до сих пор специально приходят за 20 километров в Вамену, чтобы увидеть чудо из чудес - как на полосу аэродрома садятся лёгкие самолеты. Не пользуются фонариками - кто там внутри зажигает свет? С недоверием относятся к бумажным деньгам - очень уж они непохожи на красивые ракушки, такие на шею не наденешь. Тысячелетние привычки не вытравишь никакой цивилизацией: например, в далёкой Африке президенты, носившие европейские костюмы (Иди Амин, Жан-Бедель Бокасса или Чарльз Тейлор), не брезговали каннибализмом просто потому, что во времена их молодости было так принято. Но некоторые папуасские племена типа карафай раздражает даже слабое влияние чуждой культуры. Они постепенно перемещают свои дома на деревьях в глубину джунглей острова, считая, что пришельцы приносят только зло и неведомые болезни.
...Вождь проводил меня до частокола, туда, где часовые, отдохнув после тренировки, залегли в дозоре с копчёной мумией. Его раскрашенное лицо выражало сомнение.
- Скажи, - спросил он меня у самой калитки, - почему самолёты не машут крыльями, когда летают? Как им удаётся оторваться от земли с таким тяжёлым весом?
- Э-э-э-э-э-э... - ответил я, мучительно соображая. - Откровенно говоря, я и сам не в курсе.
- Так я и знал. Чего ещё ожидать от дикарей? - вздохнул вождь и пошёл обратно...
Смотрите также:
- НАШИ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВПЕРВЫЕ СНЯЛИ ПИГМЕЕВ. За обедом с людоедом →
- ПАПУАСЫ РЕДКО ДОЖИВАЮТ ДО 40 ЛЕТ. Людей здесь ели всегда →
- ЧТО Я ВИДЕЛ. Опасная охота за впечатлениями →