Километры съедали цивилизацию. Чем больше километров оставалось за спиной участников экспедиции на Новую Гвинею, тем призрачней становились такие вещи, как электричество, газ, автомобили, гостиницы, даже посуда. На смену им приходили джунгли и скалы, непроходимые болота и разлившиеся реки, москиты и крокодилы, и люди... поедающие людей.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
ЛЮДЕЙ здесь ели всегда. Едят и сегодня. Едят, несмотря на то, что с 1963 г. западная половина острова Новая Гвинея (Ириан-Джая) вошла в состав Республики Индонезия. Да, полиция и армия Индонезии свою службу знают, но, скажем, в заболоченных джунглях живут племена, которые не то что белого человека никогда не видели, но и по нескольку лет не встречались даже с ближайшими соседями. Самое свежее свидетельство того, что употреблять в пищу человечину папуасы не прекратили, преподнесли в 1994 г. воины племени яли, убив и съев двух миссионеров.
Участники экспедиции, организованной телестудией АВК и турфирмой "Экспресс-Лайн", побывали в этом племени и прожили там несколько дней. Перед отъездом скромный и доброжелательный сорокалетний папуас тихо признался: "Да, я ел людей..."
Вождь племени яли, виновный в смерти миссионеров, сегодня находится в заключении, где, видимо, и окончит свои дни.
Но вообще, судят папуасов (там, где есть кому), помимо людоедства, в основном за три вещи: убийство райской птицы, убийство чужой свиньи и прелюбодеяние. Наказание -5 дней тюрьмы. Чтобы осознать свой проступок, этого срока им хватает, поскольку для того, кто родился и живет среди дикой природы, пребывание в застенке смерти подобно.
По мнению участников экспедиции, жуткие обычаи людоедства тоже не от хорошей жизни. Отчасти это древнейший ритуал, который должен внушить страх перед жестокостью племени врагам и духам природы. Отчасти живо поверье, что сила и отвага жертвы перейдет к тебе, если ты отведаешь ее тела. Иногда это месть, например, за похищенную женщину или убийство воина этого племени. Чаще всего случаи каннибализма происходят во время межплеменных войн или стычек с колонистами, когда враг попадает в плен. Но практически никогда папуас не станет есть себе подобного из простого чувства голода, хотя еды никогда не бывает вдоволь.
КУЗНЕЧИК НА ЗАВТРАК, КУЗНЕЧИК НА ОБЕД...
ЕСЛИ вы не любитель экзотики по части питания, то папуасское меню вас вряд ли привлечет. В ином случае вам могут предложить сушеных мышей, тропических кузнечиков (возможно, еще живых), зеленые бананы и прочие плоды джунглей, разнообразные травы и немытые коренья, змею, рыбу или мясо крокодила (что неплохо), а также всевозможную живность, которую достанет в зарослях меткая папуасская стрела или копье.
В племенах, живущих поблизости от цивилизации, вы сможете откушать рис, завезенный колонистами и миссионерами. Если вам повезет и вы попадете на торжество, то есть шанс попробовать мясо дикой свиньи, запеченное на раскаленных камнях. Правда, если вы не очень почетный гость, то вам придется довольствоваться сырой требухой, глодать кости или грызть кровоточащий свиной хвостик.
Однако стремиться стать самым уважаемым гостем среди речных племен асматов или караваев тоже не стоит. Развернув пальмовый лист, вы рискуете обнаружить в нем кусок человеческого мяса, который вам придется съесть. Впрочем, белый человек вряд ли удостоится такой чести.
- Мы постепенно привыкали к совершенно диким для нас вещам, - говорит фотожурналист Леонид Круглов. - Какое-то время мы как с писаной торбой носились со своими тарелками и чашками. Но когда я увидел, как наш повар-асмат помыл в коричневой речной воде сначала свои ноги, а потом нашу посуду, то сказал: "Все, ребята, насчет гигиены можно расслабиться".
ГИГИЕНА "НО ПАСАРАН!"
- МЫТЬСЯ они, конечно, моются, - после некоторого раздумья сообщил оператор экспедиции Антон Беляков. - Речные племена в реке ополаскиваются, но пахнет от папуаса все равно хорошим диким зверем.
Вообще говоря, чему тут удивляться? Попробуйте круглые сутки походить совершенно голым по джунглям, поспать в хижине, которая топится по-черному, и через пару месяцев никакое мыло "Люкс" вас не спасет. Впрочем, папуасы кое-какую одежду все-таки носят. У женщин это небольшие плетеные юбки. У мужчин - холим. Холим (высушенная оболочка одноименного плода) надевается на причинное место. Сей агрегат предохраняет мужской половой орган от попадания в него различных паразитов, которых особенно много в заболоченных джунглях, а также служит предметом гордости и даже кошельком.
- Без холима папуас начинает стесняться и смущаться, словно его раздели, - уточняет Алик Алиев. - Со стороны это выглядит странно, потому как что с холимом, что без него, все равно этот человек голый!
- По-разному можно отнестись и к работе миссионеров, - добавляет Сергей Бузов, - особенно в регионах, куда они сами не добираются, а сбрасывают тюки с одеждой и продуктами с самолета. Совершенно дикие люди облачаются в майки и рубашки, которые потом носят не снимая годами, пока одежда не истлевает на теле. В результате папуас зарабатывает себе всевозможные грибки, экземы, язвы и тому подобные "прелести", коих и без того в жарком и влажном климате предостаточно. У многих - распухшие лимфоузлы, раздутые животы. Представление же о медицине у этих людей такое же дикое, как и они сами, поэтому и живут они по 35 - 40 лет, не больше.
Одной из проблем, с которой столкнулись участники экспедиции, стали походы в туалет. Едва кто-то собирался справить естественные нужды, как вокруг него собиралась вся деревня -женщины, дети, мужчины, они усаживались полукругом на корточки и внимательно наблюдали за процессом.
- Мы, конечно, и сами одичали, - говорит Леонид Круглов, -но не до такой же степени. Поднимаешься и уходишь от этих глаз по тропе в джунгли. Вдруг из-за кустов и деревьев начинают высовываться все те же любопытные физиономии. Видимо, папуасы, впервые узрев белого человека, решили, что он и устроен по-другому. Иначе с чего бы ему в одежде ходить?
Но не всегда столкновение людей цивилизованных с "детьми природы" носит столь казусный характер.
ЖЕНЩИНЫ, ОСТАНОВИВШИЕ ЭКСПЕДИЦИЮ
ОТКУДА появились в джунглях Ириан-Джаи амазонки, не знает сегодня никто. Но зато все знают, что появление без спросу на территории чисто женского племени обычно кончается весьма плачевно для визитера. Лишь раз в год, когда цветет пальма саго, амазонки сами приплывают к другим племенам. Присмотревшись к жизни чужого поселения, женщины-воины разбрасывают на ближних тропах цветы-метки. И тогда мужчины племени уходят к ним в джунгли, где пропадают по нескольку дней. Затем возвращаются, усталые, но довольные. А амазонки исчезают, чтобы снова появиться через год.
Женское племя имеет дурную славу. Многие проводники категорически отказывались идти в те места, где оно обосновалось. Однако один нашелся, и спустя сутки пути экспедиция вышла к долгожданной цели.
- Нам повезло дважды, - считает Леонид. - Во-первых, потому, что мы стали первыми белыми людьми, которые добрались до этого племени. А во-вторых, потому, что в деревне почти никого не было: несколько старух и молодых женщин с детьми. Увидев нас, они сначала в шоке остолбенели, что позволило нам сделать несколько снимков, а затем со скоростью пули скрылись в джунглях. Мы остались одни в пустой деревне. У нас не получилось с ними контакта, потому что минут через десять джунгли огласились жуткими воинственными воплями. Было такое впечатление, что вокруг нас целая армия человек в 200. У проводника и автоматчика лица просто посерели, а челюсти отвисли от ужаса. Тут и нам стало как-то не до гусарства, потому что в такой ситуации от автомата толку не было никакого: мы никого не видели, а стрела, выпущенная из зарослей, достаточно весомый аргумент. Короче говоря, мы ретировались. Но постараемся обязательно вернуться туда в следующий раз.