"Понимаешь, интервью - это не исповедь, - Алла Пугачёва устало присаживается на диван в своей гостиной и закуривает сигарету. - А поскольку я человек честный, врать не могу да и не хочу, поэтому редко общаюсь с прессой".
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, уговорить примадонну на интервью - это большая удача. Алла Борисовна долго не соглашалась, мотивируя отказы тем, что нет информационных поводов. Наконец такой повод нашёлся. 9 декабря в СК "Олимпийский" она будет править бал на обновлённой "Песне года". "Аргументы и факты" выступают информационным партнёром этого праздника музыки, для которого Пугачёва придумала новую концепцию.
Перед тем как включить диктофон, я подарил примадонне книгу одного из супермодных французских писателей.
- Спасибо. Кстати, в последнее время читаю книги только по рекомендациям. Недавно осилила "Охоту на овец" Харуки Мураками. Этот роман мне так напомнил времена моей юности, когда тянуло к мистике, философии. Мне понятно, что хотел сказать Мураками, или, например, Коэльо, написавший "Алхимика", или автор романа "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" (Ричард Бах. - Прим. ред.). Эта литература для молодёжи, которая только начинает анализировать, копаться в себе и в жизни. Иногда я перекидываюсь на эту литературу, чтобы почувствовать себя на исходных позициях.
- Вас не терзают сомнения по поводу того, что ваше поколение в детстве не те книги читало, не ту музыку слушало, не те фильмы смотрело?
- Мы как раз ТЕ книги читали. Очень жалко, что нынешнее молодое поколение не читает ТЕХ. С одной стороны, они делают свою жизнь, может быть, более легкомысленной, потому что не знают ничего, например, о войне. Но я отдаю себе отчёт, что этим 12- или 13-летним ребятам не постичь сути той страшной трагедии. И не надо. Давайте за них порадуемся. Пусть живут иной жизнью, слушают более легкомысленную музыку, читают более легкомысленные книги. Легко мыслить - это не так уж плохо.
"Опера - не моё искусство"
- ДА И ЭСТРАДА считается более легкомысленным жанром по сравнению с оперным искусством. Это справедливо, по-вашему?
- Конечно, меня завораживает та лёгкость, с которой, например, Доминго, Каррерас или Паваротти берут сложные ноты. Я преклоняюсь перед такими голосами. А мы на эстраде всё-таки искусственно сделанные какие-то. Чего там говорить - и Бернес был совсем без голоса, и Утёсов, но за душу брали. А оперное пение, как мне кажется, это больше демонстрация природных голосовых данных. И поют оперные певцы всё время одно и то же. А мы не можем себе этого позволить.
- Вы ведь так и не попробовали себя в опере. Диапазон голоса не позволяет или это принципиальное решение?
- Когда я пела арию из "Хованщины" "Исходила младшенька все луга и болота", то многие оперные певицы говорили восхищённо: "О, да!" Но ты прав - это принципиально не моё искусство. В жанре эстрады можно петь любым голосом, а в опере - только хорошим и поставленным. Вот это ограничение меня и не устраивает. Хотя чувствую, что мне уже нужен другой язык общения с людьми.
- Что вы имеете в виду?
- Я себе поставила задачу, что буду петь только до шестидесяти лет.
- Почему именно до 60?
- Хватит уже...
- А вдруг зуд творческий не будет давать вам покоя и после 60?
- Зуд можно облегчить чём-нибудь другим (смеётся). И в кино, и в театре. Но именно эстрадное пение я могу закончить и завтра, и через месяц, и через год. Но до 60 максимум - и прекращу этим заниматься. Потому что не хочу, просто НЕ ХОЧУ больше в этом себя показывать. Я себе и другим уже доказала, что могу в жанре эстрады всё.
- Не тяжеловато с таким багажом переходить в другую область искусства? Вот вы тут перед нашим интервью распекали телевизионщиков и говорили, что вы нетелегеничны.
- Я просто не люблю телевидение, с которым мне приходится всю жизнь рука об руку идти. Я киногенична - да, но не телегенична. Блин, каждый раз сидишь красивая, замечательная, потом смотришь то, что получается в результате съёмки, и думаешь: "Ну что же это такое?!" В моём случае много зависит от света. И потом эти вопросы: "А скажите..." А что я тебе скажу?
- Откройте тайну: как и где будете ставить жирную точку в карьере эстрадной примадонны?
- Какая разница? Кто сказал, что это нужно делать в Москве или в Питере? Можно, конечно, что-нибудь придумать, но думаю, что уйду по-английски... Все поймут, что я ушла. Или могу сказать "спасибо" с экрана. Но я не обязана делать прощальный концерт и целовать сцену! Ничего подобного. Я не со слезами уйду, а радостно и весело. И совсем не собираюсь умирать на сцене (смеётся).
"Песню года" - в народные массы
- НО ПОКА вы не ушли, у зрителей есть возможность увидеть вас в "Песне года", для которой вы придумали новую концепцию.
- Хочу, чтобы она превратилась в народную программу. Поскольку я сейчас не делаю "Рождественские встречи", то мне хочется внести в "Песню года" элемент какого-то шоу, а не просто - вышел, объявил: "Вот вам лучшая песня".
- Отталкиваться будете от артистов или от песен?
- От песен.
- Вас уже сложно чем-то удивить или есть такие артисты?
- Почему же сложно? Меня, например, каждый раз удивляет Костя Меладзе. Талантливый человек, уж не говорю про его брата Валеру. Радуют Тина Кароль и Дима Билан, кстати, впервые о себе заявившие на "Новой волне" в Юрмале. Радует и собственная дочь Кристина, которая, может быть, не поёт какие-то прям уж народные хиты, но делает очень качественную поп-музыку. Мне нравятся и совсем дебютанты, такие как Ёлка. В прошлом году она открылась, а в этом у неё ещё одна хорошая песня появилась. Не могу не пригласить "Океан Эльзы", поскольку обожаю эту группу.
К сожалению, из-за напряжённых отношений между Первым каналом и Игорем Крутым многих артистов позвать не могу.
Хотя считаю, что в "Песню года" должны быть делегированы песни от Первого канала (из таких программ, как "Новые песни о главном", "Золотой граммофон"), от "Русского радио", от МТV и т. д. Тогда эти распри забудутся. Мы постараемся собрать максимально объективную информацию с радиостанций, при помощи sms-голосования и анкет, опубликованных у вас в "Аргументах и фактах".
- А если выбор народа не совпадёт с вашим?
- Мне может не нравиться какое-то произведение, но, если на него есть спрос, оно обязательно попадёт в "Песню года". Люди всё хорошо понимают и подсказывают, их не обманешь.
- Но ведь часто радиостанции и телеканалы просто навязывают того или иного исполнителя, активно раскручивая его в своём эфире.
- Я опытный человек и могу понять, какую песню навязали, а какая действительно достойна. Тут уже я приложу свою руку и включу профессиональное чутьё.
(В следующих номерах "АиФ" читайте продолжение беседы с Аллой Пугачёвой. Сенсационное признание примадонны о том, почему она развелась с Киркоровым, какой работой нагружают певицу в Общественной палате, почему она дружит с Максимом Галкиным, и многое другое.)
Смотрите также:
- А. Пугачева: "Я не дала Киркорову испортиться" →
- "Моисеев подспудно борется за права геев" →
- Вирус джаза →