Государство в последнее время увеличивает своё влияние в экономике. Вспомним: "Роснефть" не так давно получила основные активы "ЮКОСа", а "Газпром" приобрёл "Сибнефть".
В других сферах экономики также растут государственные монополии. Буквально на прошлой неделе правительство решилось создать новый Государственный банк развития - на основе Внеш-экономбанка, Российского банка развития и Росэксимбанка, - из него будут финансироваться приоритетные госпроекты.
"Рособоронэкспорт" помимо контроля над АвтоВАЗом по указу президента в ближайшее время получит монопольное право на весь экспорт российского оружия. Недавно депутаты новым законом ограничили доступ частных компаний к строительству нефтегазовых трубопроводов.
Государство может объединить под своим "крылом" и всю российскую авиацию. Уже создана Объединённая авиастроительная корпорация ("Сухой", "Ильюшин", "Туполев", НПК "Иркут"). Не исключено, что скоро в корпорацию вольются и многие частные авиакомпании. Практически решён вопрос об объединении в госмонополию всей атомной отрасли. При этом государство продолжает контролировать газовую, железнодорожную, энергетическую и другие крупные компании.
"Можно констатировать, что в последние пару лет Россия начала строить госкапитализм (его ещё называют "рыночный социализм"). Ключевые компании контролируются государством, но при этом как бы играют по правилам свободного рынка. После национализации крупных компаний в нефтяной и газовой промышленности, машиностроении, автомобилестроении и других отраслях даже удивительно, что металлургия осталась в частных руках - в начале 2006 г. эксперты полагали, что эта отрасль будет следующей в планах государства", - комментирует директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе Сергей ГУРИЕВ. Вот какой прогноз он рисует.
Кто следующий
ЧИНОВНИКИ и политики - не бизнесмены, и их в первую очередь интересуют отрасли, где легче заработать деньги. Поэтому вряд ли стоит опасаться национализации в высокотехнологичных отраслях и в телекоммуникации. Не совсем понятно, решится ли государство на национализацию металлургии.
Зато следует ожидать продолжения национализации в нефтяной промышленности. В частности, остались неохваченными ещё несколько нефтяных компаний, таких как "Сургутнефтегаз" и "ТНК-ВР".
Под пристальным вниманием остаётся и алкоголь.
Также следует ожидать перераспределения собственности в сфере строительства и стройматериалов. Уже сегодня этот бизнес является "окологосударственным". Владеют им либо люди, связанные с региональными чиновниками, либо сами чиновники.
В чём плюсы и минусы?
КОНЕЧНО, в политике по объединению компаний под государственным контролем есть определённые плюсы. Во-первых, легче собирать налоги и перераспределять прибыль на решение социальных проблем. Во-вторых, крупной и сильной госкорпорации проще конкурировать на международных рынках, куда более мелкие частные компании иногда не в силах пробиться. Наконец, можно сосредоточить капитал, чтобы впоследствии пустить его на модернизацию и развитие определённого направления экономики.
С другой стороны, в представленной экономической модели таятся совершенно очевидные опасности.
Для того чтобы понять это, достаточно взглянуть на автомобильную промышленность, в частности на АвтоВАЗ.
В нефтяной отрасли, где до последнего времени конкурировало несколько частных компаний, Россия увеличила производство нефти в полтора раза и вышла на первое место в мире по добыче. А посмотрите на "Газпром", который находился в госсобственности: он за последние несколько лет практически не увеличил добычу и не инвестировал в разработку.
За недостатки госкапитализма приходится расплачиваться каждому из нас - например, ростом тарифов ЖКХ. Государству пришлось решать, поднять ли цены в два раза в следующем году или всё-таки растянуть повышение на 4 года.
Это иллюзия, что крупные госкомпании можно заставить играть по правилам рыночной конкуренции и заботиться о повышении эффективности. Они всегда находятся под давлением политиков и используются для достижения своих целей. При доминировании частной собственности их возможности по использованию экономики для политики существенно ограничены.
Кроме того, менеджеры крупных госкомпаний обладают политической властью, с которой антимонопольным органам справиться очень трудно. Тем более бороться против госмонополий государству хочется гораздо меньше, чем против частных. Поэтому тарифы на газ, электроэнергию, услуги "Российских железных дорог" по определению устанавливаются скорее в интересах монополий, а не граждан.
Приоритеты дальнейшей национализации будут зависеть от расстановки сил перед выборами 2008 г. Каждая госкомпания - это в первую очередь политический ресурс и лишь затем производственная единица.
Смотрите также:
- БЕСЕДА С ПРОФЕССИОНАЛОМ. Наука быть акционером →
- Вагит Алекперов: "Чтобы смело идти в ХХI век" →
- Рискнем миллиардами? →