И закон, и духовность

   
   

ПОЛОЖА руку на сердце, надо признать, что во все времена законопослушание было не самой большой добродетелью в России. Может быть, именно от этого наши беды, а не от дураков и плохих дорог?

О современном российском обществе размышляет заместитель Генерального прокурора России Александр ЗВЯГИНЦЕВ.

"Крепостники" и "смерды"

НАШЕ большое Отечество и сегодня продолжает во многом оставаться страной обычаев. Но обычай обычаю рознь! К примеру, во многих принятых на местах законах нет-нет да и просматриваются вполне отчётливо не принципы современного права, единые для всех и обязательные для каждого, а тени недоброй памяти Крепостного уложения. Что уж говорить о практике?

Судите сами: только в прошлом году прокуратура выявила 1 млн. 200 тысяч нарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Причём абсолютное большинство, около 800 тысяч, было нарушениями трудового законодательства. Людям просто не платили, задерживали зарплату! То есть, по сути, обращались с ними как с крепостными. В Конституции России записано: "Гражданин имеет право..." Новые же "крепостники" читают: "Смерд презренный..."

Тут невольно вспоминается философия Фридриха Ницше с его уверенностью, что есть избранные и "свои", кому законы не писаны, а есть толпа и "чужие". Очень маленький шаг отделяет правовое государство от такого, где право есть только для избранных, для сильных. А закон, по их мнению, как и духовность, лишь отбирает силу у них.

В социологии есть такое понятие - аномия. Так называют время, когда в обществе происходит падение престижа права. Когда законы и общепринятые нормы перестают оказывать воздействие на поведение людей. Когда окружающая реальность побуждает к "двойной морали", вынуждает искать обходные пути для удовлетворения даже насущных нужд. Думаю, всем нам эти приметы хорошо знакомы. К счастью, этот период безвременья 90-х годов мы уже прошли. Но рецидивы прошлого надолго остаются в памяти людей. Вспомните, как в советскую эпоху всячески пропагандировалась нелюбовь к накопительству, мещанству. Но, по сути, речь шла о попытке построить процветающее, богатое государство из нищих людей. Не удалось. Потому что это была иллюзия, химера, обман. Теперь же мы впали в другую крайность.

Жизненный приоритет новых поколений - заработать как можно больше, как можно быстрее. И - любым способом.

Народ изголодался