Кто подал Сталину идею сталинизма?

   
   

Весной 1933 г. знаменитый учёный и мыслитель священник Павел Флоренский находился в заточении во внутренней тюрьме на Лубянке, где подвергался допросам по делу так называемого "Национал-фашистского центра", главным идеологом которого он будто бы являлся.

ВНАЧАЛЕ отец Павел категорически отрицал существование такого центра, но неожиданно признал его, как и свою роль идейного вдохновителя этой тайной организации. После этого, что было совершенно логично, чекисты попросили его изложить политическую программу центра. Флоренский выполнил эту просьбу и написал довольно пространный текст, который был рассекречен только в начале 90-х годов и вошёл в состав второго тома его собрания сочинений.

Тактический замысел

ПРИЧИНЫ внезапного "признания" очевидны. Флоренский понимал, что его всё равно выбьют или сфабрикуют, и поэтому решил сделать опережающий ход, приняв правила игры противника, надеясь принести этим пользу России. По его расчёту, столь серьёзный документ должны были показать самому высокому начальству, и он заложил в его текст такие скрытые советы, которые, с одной стороны, могли заинтересовать это начальство, а с другой - при их осуществлении направили бы развитие русской жизни по благотворному пути.

Оказался ли расчёт верным? Попал ли текст в руки Сталина?

Стратегический замысел

ТО, ЧТО записка Флоренского была продуктом тонкой дипломатии, подтверждается и её названием: "Предполагаемое государственное устройство в будущем". Тут нет никакого отчёта о деятельности центра, о его задачах и методах их решения, а есть отвлечённые теоретические рассуждения о губительном и спасительном государственном устройстве, причём даже не российском, а общемировом. Такая форма, несомненно, облегчала принятие подсказки инстанцией, принимающей решения, так как подсказка подавалась не как мнение тайной организации, а как требование объективной действительности. А требование это, согласно записке, состояло в том, чтобы поворачивать от ведущего в тупик "демократического анархизма" к авторитарному управлению, к сильной единоличной власти. Но эта власть ни в коем случае не должна подавлять свободное самовыражение отдельных граждан во всех областях, кроме одной: политики, которую следует целиком отдать в компетенцию власти, ибо это такая же профессия, как медицина, требующая специальной подготовки. Вот что пишет об этом "разделении сфер" отец Павел:

"Всё то, что непосредственно относится к государству как целому, как форме, должно быть для отдельного лица или отдельной группы неприкосновенно... Напротив, всё то, что составляет содержание жизни отдельной личности и даёт интерес и побуждение, должно не просто пропускаться государством как нечто незапрещённое, но должно уважаться и оберегаться".

И ещё один совет даёт Флоренский тому, кто, как он надеется, будет читать его текст: быть милостивым к людям не по должности, а по их личным качествам. Это не что иное, как способ формирования аристократии, на которую может опереться единовластие.

Философская подоплёка