Александр Солженицын: "Запад панически воспринял укрепление России"

   
   

Известный писатель Александр СОЛЖЕНИЦЫН давно не давал интервью. На днях он сделал исключение для немецкого журнала "Шпигель". Публикуем выдержки из этой беседы.

О БОГАТСТВАХ. Хотя многие баснословные состояния были созданы в ельцинский период бессовестным грабительством, сегодня единственный разумный способ исправления ситуации - это не разрушать крупные предприятия, которыми, надо признать, нынешние владельцы стараются управлять более эффективно, а дать возможность дышать средним и мелким. А значит - защищать гражданина и мелкого предпринимателя от произвола, от коррупции. Вкладывать выручку от народных недр в народное хозяйство, в образование, в здравоохранение - и научиться делать это без позорных краж.

О ДЕМОКРАТИИ. Разумеется, Россия ещё не демократическая страна, она только начинает строить демократию, и ничего нет легче, как предъявить ей длинный список упущений, и нарушений, и заблуждений.

ОБ ОППОЗИЦИИ. К большому сожалению, в России ещё нет конструктивной, внятной и многочисленной оппозиции. Очевидно, что для её формирования, как и для зрелости других демократических институтов, понадобится больше времени и опыта.

О ПУТИНЕ. Путину досталась по наследству страна разграбленная и сшибленная с ног, с деморализованным и обнищавшим большинством народа. И он принялся за возможное - заметим, постепенное, медленное - восстановление её... И можете ли вы указать примеры в истории, когда меры по восстановлению крепости государственного управления встречались благожелательно извне?

...Да, [Путин] был офицером спецслужб, но он не был ни следователем КГБ, ни начальником лагеря в ГУЛАГе. Международные же, "внешние" службы... ни в какой стране не порицаемы.

О ВЫБОРАХ. Я считаю это (выборы в Думу по партийным спискам. - Ред.) ошибкой. Я последовательный критик "партийного парламентаризма" и сторонник внепартийности избрания подлинных народных представителей, лично ответственных перед своими регионами, округами и могущих быть, при неудовлетворительной деятельности, отозванными со своих депутатских постов... Голосование по безликим партийным программам, названиям партий фальшиво подменяет единственный достоверный выбор народного представителя: именного кандидата - именным избирателем.

О ЗАПАДЕ. Когда я вернулся в Россию в 1994-м, я застал здесь почти обожествление западного мира... Обстановку сначала изменили жестокие натовские бомбёжки Сербии... Затем положение усугубилось шагами НАТО по втягиванию в свою сферу частей распавшегося СССР.

...Восприятие Запада как, по преимуществу, Рыцаря Демократии сменилось констатацией, что в основе западной политики лежит прежде всего прагматизм, зачастую корыстный, циничный. В то же время Запад, празднуя конец изнурительной "холодной войны" и наблюдая полтора десятка лет горбачёвско-ельцинскую анархию внутри и сдачу всех позиций вовне, очень быстро привык к облегчительной мысли, что Россия теперь - почти страна третьего мира и так будет всегда. Когда же Россия вновь начала укрепляться экономически и государственно, это было воспринято Западом... панически.

О СЕБЕ. Нет, нет. Не надо. Достаточно (в ответ на пожелание многих лет творческой жизни. - Ред.)... Уже между 30 и 40 годами я обрёл самое спокойное отношение к смерти. Ощущаю её как естественную, но вовсе не конечную веху существования личности.

О том, почему писатель согласился общаться с западной прессой, читайте в статье "...почему Солженицын общается только с иностранцами?"

Смотрите также: