С одной стороны, правительство ратует за создание конкурентной среды в бизнесе, которая позволит увеличить количество, качество, а также снизить цену услуг и товаров. С другой - мы наблюдаем процесс монополизации: укрупнения компаний и накапливания их активов в руках государства. Так что же происходит на самом деле?
Вмешательство государства
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ экономисты и западные СМИ критикуют вмешательство государства в российскую развивающуюся экономику, настаивая на том, что бизнес надо отдать в частные руки. Но мировой опыт говорит как раз об обратном: полностью частный бизнес - не основа, а уже вершина рыночного развития. Кроме США большинство развитых стран мира тоже прошли стадию преобладания госсобственности в тех отраслях экономики, от которых зависит безопасность страны (нефть, газ и т. д.).
Во время развития нужно вкладывать средства в долгосрочные программы. А частный бизнес, как показал ХХ век, избегает этого. Поэтому финансирование всех прорывных программ ложится на государственный "кошелёк".
Даже в самих США лидеры рынка (тот же "Боинг") часто реализуют свои промышленные программы под контролем государства и на государственные дотации.
А уж если брать Англию, то там либерализм в экономику пришёл только в середине 1980-х гг., а до того господствовали госмонополии. Но даже после их продажи они так и остались монополиями, только частными. Сейчас, к примеру, в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) руководящие должности крупных английских корпораций занимают бывшие госчиновники и офицеры разведки. Это позволяет сохранить хоть и "мягкий", но всё же госконтроль. Когда стоит вопрос о выживании отрасли на мировом рынке, то при рыночной экономике конкуренция внутренняя всегда приносится в жертву.
Последняя попытка
РОССИЯ со строительством крупных холдингов в обрабатывающей промышленности и машиностроении, к сожалению, опоздала. Слишком долго ждали прихода западных инвесторов, которые предпочли поделить мировой рынок после ухода оттуда наших предприятий. Создание госхолдингов - последняя попытка сохранить эти отрасли.
По данным АГ "M&A-Intelligence", в России участие государства в крупном капитале уже приближается к 40%. Процесс восстановления госконтроля начался именно с ТЭК, и это нормально: страны-импортёры всегда ратуют за либеральный рынок, а страны-экспортёры, в свою очередь, держат нефтегазовую отрасль в госсобственности. И, несмотря на критику западных политиков, именно их инвестор вкладывает в наш ТЭК свои доллары. Стоимость "Газпрома" и "Роснефти" растёт как на дрожжах. И чем крупнее они становятся, тем охотнее в них вкладываются иностранцы. Если бы государство не ограничило их участие в уставном капитале этих корпораций, инвесторы готовы были скупить всё. И даже "Дело "ЮКОСа" вопреки мощнейшей пиар-кампании не только не отвратило их от нашего ТЭК, наоборот - инвестиции возросли на порядок.
Что дальше?
ПРИ слабости рыночных институтов государство своей мощью обязано помочь состояться крупным отечественным компаниям, которые будут способны конкурировать на мировом рынке. Но что дальше? Оправдаются ли опасения либералов, что всё так и останется в госсобственности, под тотальным госконтролем? Скорее всего, государство, создав рыночные госхолдинги, выведет их на IPO, продав часть акций за реальные деньги (в отличие от приватизации 90-х), добьётся для них хорошей рыночной стоимости. В сегодняшней ситуации, когда сильные западные страны выращивают компании-монстры, без помощи государства больше половины своих отраслей мы просто потеряем.
Кстати
НА ДНЯХ федеральные власти через суд вернули в госсобственность акции предприятий башкирского ТЭК, которые находились в руках сына президента Башкирии.
В будущем они могут стать частью российских нефтегазовых корпораций.
Смотрите также:
- Отнять и поделить? Многие наши беды от "недоделанной" приватизации →
- ВТОРОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Категорически не согласны →
- КАПИТАЛИЗМ БЕЗ ПРИКРАС. Консерваторы на службе монополий →