Инженеры каменного века

Корреспондент "АиФ" разыскал следы великой цивилизации, в доисторические времена населявшей загадочные острова Мальта и Гоцо.

ХРАМЫ, построенные из многотонных камней, в огромном количестве расположились на островах Мальта и Гоцо. Их возраст колеблется от 4,5 до 6 тысяч лет. В это время, называемое эпохой неолита, не было техники, позволявшей ворочать гигантские глыбы с безупречным инженерным искусством (читайте "АиФ"NN 38, 39).

Где сверлильные станки?

   
   

МУЗЕЙ археологии в столице Мальты городе Валлетта радует своей "однобокостью": все экспонаты добыты археологами из слоя, относившегося к эпохе неолита. Вот, к примеру, тёмно-серый цилиндр размерами с напёрсток (фото 1). На гладко отшлифованной поверхности зелёного камня золотая инкрустация. Откуда? Ведь на Мальте никогда не было золота. Один узор представляет собой греческую букву "пи" с тремя ножками. Другой - кольцо с отходящими от него вверх и вниз тремя полосками. Разумеется, объяснений этим странностям музейщики не дают. Но можно предположить, что это вовсе не узоры и цилиндр - отнюдь не ювелирное изделие. А техническое устройство - например, втулка для электрической цепи. Известно ведь, что золото - лучший материал для электроконтактов - не окисляется. А три ветви, исходящие из одной точки, - часто встречающийся узел.

Другие изделия из того же камня, именуемого "гринстоун", имеют форму трапеции. В них просверлены по два отверстия в углах. Причём высверленные полости имеют изумительную чистоту поверхности. И на всех отверстиях фаски - конические расширения, технологически неизбежные при инструментальном сверлении.

Рядом лежат инструменты той эпохи - корявые лезвия, сделанные из костей или острых каменных обломков. Они ни при каких обстоятельствах не могли быть арсеналом для высокотехнологичного сверления.

Дикарь на звёзды не смотрит

ФИГУРКА лежащей женщины, найденная в храме Гипогей, - шедевр древнего искусства Мальты (фото 2). На гладко отшлифованном известняке выгравирована гофрированная юбка, в каких ещё не так давно щеголяли на подиумах модели. Неужели "спящая леди", повесив шкуру на оленьи рога, вдруг обнажила невесть откуда взявшееся гофре?

А рельеф с фрагментом карты звёздного неба, откопанный в храме Буджибба! Зачем "дикарю" с такой поразительной точностью воспроизводить расположение звёзд, если карта не имела утилитарного назначения?

О высоком уровне цивилизации, имя которой ещё не придумано, свидетельствует буквально каждый обломок. Скажем, вот этот кусок керамики с нанесёнными на его поверхность параллельными зигзагообразными линиями (фото 3). Интервал 1,5-2 мм между ними и завидная прямолинейность убеждают, что использовались чертилка и линейка.

Последняя, кстати, лежит рядом под стеклом, по обоим краям прозрачной костяной пластинки нанесены миллиметровые деления! А посередине полоски просверлены два отверстия - наверняка крепёжных. Но если у строителей храмов была метрическая система, причём сходная с нашей, называть их дикарями не только исторически неправильно, но просто неприлично.

Это тем более верно, что учёные и инженеры неолитической Мальты умели добиваться таких эффектов, которым могут позавидовать современные коллеги: к примеру, усилить мужское эхо и устранить женское. Об этом феноменальном явлении, по сей день дурачащем посетителей храма Гипогей, читайте в следующем номере

Смотрите также: