Международные корпорации словно соревнуются - кто организует больший объём производства своей продукции в Поднебесной. Каждый десятый импортный товар, продаваемый в России, привезён, кстати, из Китая. Неужели там идеальные условия для частного бизнеса?
В КИТАЕ зарегистрировано 31 млн. 150 тыс. (!) малых предприятий. Ограничений по сфере деятельности официально не существует, но система льгот ясно показывает, чем можно заниматься, а чем - не стоит. Хочешь не платить налог на прибыль (33%) или существенно его уменьшить, регистрируйся в сельской местности, развивай сферу услуг, общественного питания и туризма. Те, кто создал фирму в "депрессивном" районе (западные регионы), освобождаются от налога на прибыль на 3 года. "Господдержка гарантирована, если фирма следует трём главным правилам: увеличивает занятость, удовлетворяет общественный спрос и действует в рамках государственной отраслевой политики", - рассказал "АиФ" начальник экономического отдела Торгпредства РФ в Китае Владимир Данилов.
Большинство частных предпринимателей в Китае использовали такую схему вложений для запуска нового проекта: кредит - 7%, личные накопления - 65%, средства, полученные благодаря льготному налогообложению, - 20%, банковские переводы от китайцев, проживающих за рубежом, - 8%. Кстати, когда у экспертов спрашивают, какой опыт можно перенять у бизнесменов КНР, в пример приводится их потрясающая готовность учиться вне зависимости от должности. Иностранцы, работающие с китайцами на многочисленных СП, подтверждают эту жажду знаний, но предупреждают: воспользовавшись идеями западного партнёра, китайцы тут же постараются выдавить его из компании.
Неприглядная изнанка
БЫТЬ в КНР работником частной фирмы нередко означает "попасть в рабство". Конкуренция огромная - выпускники вузов не могут найти работу по специальности и готовы трудиться кем угодно. В деревнях народ получает лишь начальное образование, живёт бедно, не продавая, а обменивая свой урожай на товары. За год оборот наличности в одной семье может составлять всего 70-80 юаней (10 долл.) Люди едут в город в надежде хоть что-то заработать, они готовы вкалывать чуть ли не круглосуточно и спать прямо на рабочем месте. Есть фабрики, где используют даже детский труд. Их регулярно закрывают, но тут же возникают новые. В бедных районах существуют целые торговые улицы, где все "бизнесмены" торгуют нелегально. Китайские фабрики, копирующие знаменитые мировые бренды, сделали КНР мировым лидером по количеству подделок, поэтому известные компании регулярно оказываются в центре скандалов, связанных с низким качеством продукции. "Иностранцев, сотрудничающих с КНР, больше всего волнует проблема соблюдения китайцами прав интеллектуальной собственности, соответствие условий труда мировым стандартам, а также уход специалистов из фирмы по собственному желанию, потому что владелец протаскивает на вакантные места родственников и знакомых", - говорит эксперт "Международного форума лидеров бизнеса" Питер Брю.
Закручивание гаек по-китайски
ВЛАСТИ по-доброму относятся только к легальным коммерсантам. Остальных штрафуют и судят. "Бомбил", работавших на доходных точках туристических маршрутов, полностью истребили: если полиция видела местную машину с водителем-китайцем, везущим пассажиров-европейцев, - тут же выписывала штраф в 3 тыс. долл. Карательные рейды каждую неделю описывались в СМИ, и теперь рынок такси в КНР монополизирован государством.
За теми, кто зарабатывает больше 50 тыс. долл. в год, власти присматривают с особым вниманием. Кстати, богачей в Китае предостаточно: более 50 тыс. граждан могут похвастаться состоянием в 10 млн. долл., а две сотни китайцев заработали по 100 млн. долл. Но за неуплату налогов, дачу взяток и участие в финансовых махинациях их сажают в тюрьму, невзирая на высокие чины и тугие кошельки. В КНР вообще поощряется "информирование" надзорных органов, а общества по защите прав потребителей помогают обиженным выигрывать дела в суде.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов:
- С полной уверенностью могу утверждать, что в скором будущем мы вполне можем стать одним из ведущих внешнеторговых партнёров КНР. Но речь при этом не должна идти лишь о наращивании "вала", объёмов товарооборота. Нам необходимо увеличить долю машиностроительной продукции в российско-китайской торговле, активнее реализовывать огромный потенциал для развития двустороннего сотрудничества в области атомной энергетики, машиностроения и гражданского самолётостроения. На этом фоне вселяют оптимизм темпы инвестиционного взаимодействия. В России осуществляются сотни китайских инвестиционных проектов, например, в Москве и ряде других крупных городов создаются деловые центры КНР.
Смотрите также:
- 300 ОТДЕЛЕНИЙ КОНЦЕРНА "СТОЛИЦА" ПО СНГ УСПЕШНО ЛИКВИДИРУЮТ НЕПЛАТЕЖИ. Лекарь российской экономики →
- Немалые беды малого бизнеса →
- Смерть олигархии (часть 2) →