В запланированный на вечер пятницы ужин супругов Путиных и Буш коррективы пришлось вносить находу. Сильный ветер поставил крест на барбекю под открытым небом и вынудил господ с дамами укрыться в гостевом особняке, где они и отведали сочный стейк. Президент Путин, впрочем, не отказал себе в удовольствии продемонстрировать коллеге Бушу свою первую машину - светлый "Запорожец" с еще дореформенным белым по черному номером 03-07 ЛЕХ. Машину заблаговременно припарковали неподалеку. Поцокав языком, Джордж Буш заглянул внутрь, но сесть в автомобиль все же не решился.
Утром президенты продолжили начатый еще за ужином разговор. Пресс-конференция началась с получасовым опозданием. Перед появлением лидеров свои места в зале заняли министр иностранных дел России Сергей Лавров, министр обороны - вице-премьер правительства Сергей Иванов и черная как ночь госсекретарь США Кондолизза Райс в бирюзовом костюме.
"Встреча вновь подтвердила, что Россия и США остаются надежными, взаимозаинтересованными партнерами, - начал пресс-конференцию г-н Путин. И рассказал о совместных заявлениях: о сотрудничестве в атомной энергетике и борьбе с актами ядерного терроризма. Совместные усилия должны предотвратить создание "самодеятельных", как оговорился президент, взрывных устройств из радиоактивных материалов.
Заявление о сотрудничестве в атомной энергетике стало сенсацией. Как чуть позже пояснил корреспонденту "АиФ" глава Федерального агентства по атомной энергии (Росатом) Сергей Кириенко, речь идет о скором прекращении в США антидемпинговых процедур в отношении российских поставщиков уранового топлива и многих других благах, которые сулит России полноценное участие в различных международных проектах. Например, в разработке реакторов 4-го поколения и в создании новых технологий переработки отработавшего ядерного топлива.
Впрочем, журналисты ждали от президентов новостей о результате переговоров по ВТО. Если не считать Грузию, которая по стечению обстоятельств оказалась в ВТО раньше России, а теперь грозит отозвать свою подпись под российским "входным билетом" в эту организацию, США - единственная страна, которая своего разрешения России на вступление в ВТО еще не дала. Была надежда, что последние разногласия президенты снимут прямо на саммите.
"Да, с нами сложно вести переговоры, - ответил г-н Буш на вопрос российской журналистки. - Но это объясняется тем, что соглашение, к которому мы придем, должно еще быть принято Конгрессом". "Переговоры по присоединению России к Всемирной торговой организации, - пояснил в свою очередь президент Путин, - носят совершенно конкретный характер, выражающийся в тоннах, в миллиардах, миллионах рублей, долларов. Это сложный процесс".
Как пояснил чуть позже министр экономического развития и торговли России Герман Греф, главная загвоздка - нормы фитосанитарного контроля. Если в двух словах, то американцы хотели получить все необходимые сертификаты для продажи в Россию своей говядины и свинины. Российские переговорщики не соглашались и настаивали, что сначала должны оценить американскую систему контроля продуктов питания. Такой контроль российские специалисты смогут провести, по словам г-на Грефа за три месяца, после чего американцы получат сертификаты и последние препятствия будут сняты. Впрочем, как нехотя признал министр, есть и другие проблемы, разрешить которые планируется к октябрю.
Тем временем, расспросив о кризисе на Ближнем Востоке (который, как следовало из ответов, можно разрешить лишь прекращением огня), президентов начали пытать на тему иранской ядерной программы. Однако вынудить лидеров сказать об Иране хоть что-то новое так и не удалось.
Интрига в пресс-конференции появилась вновь с последним вопросом - американская журналистка спросила, обсудил ли г-н Буш с г-ном Путиным свои "озабоченности" по поводу демократии в России?
Перед Джорджем Бушем стояла нелегкая задача: сказать про "озабоченности" так, чтобы никого не обидеть. "Не впервые Владимир и я обсуждали нашу философию управления. - с философским настроем ответил американский президент. - Я делился с ним моими чаяниями для наших стран, он говорил о своих. Я говорил о своем желании способствовать развитию институтов (гражданского общества - ред.) в разных частях мира, скажем, как в Ираке, где есть свобода религии и прессы. Я знаю, что многие люди в мире говорили о том, что и в России хотелось бы того же самого..."
После этих слов коллегу Владимир Путин дослушивал уже с хитрой улыбкой. А кто, скажите, смог бы сдержаться на его месте? "Нам бы, конечно, не хотелось, - смаковал Владимир Путин каждое слово - чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке, скажу честно".На секунду в зале воцарилась тишина.
Первыми в голос начали смеяться российские журналисты. Когда до иностранцев через наушники дошел перевод, за животы схватились и они. Не смог сдержать смешок и Джордж Буш, хотя ему-то как раз было не до смеха: затянувшаяся операция в Ираке уже стоила ему минимального за все президенство рейтинга. Впрочем, сам виноват.
Фотографии предоставлены сайтом www.G8RUSSIA.ru
Смотрите также:
- Россия - США. Мужская дружба на воде и на суше →
- Россия - США: Отец, сын и дачный дух →
- Визит: Путин открыл Южную Америку →