На днях межведомственная конкурсная комиссия огласила список районов страны, которые в будущем если и не обещают стать туристическим раем, то, по крайней мере, получат шанс привлекать к себе больше туристов.
И ТАК СЕМЬ ЗОН
За четыре месяца работы комиссия, что работала под эгидой Минэкономразвития, из почти трех десятков заявок отобрала Иркутскую область, республику Бурятия, республику Алтай и Алтайский край, Краснодарский и Ставропольский края и Калининградскую область.
Именно эти семь зон после утверждения правительством, примут статус особых экономических и станут зваться туристско-рекреационными. Главный куш для соискателей - финансовые вливания на развитие туристической инфраструктуры в объемах 44,5 миллиарда рублей федерального бюджета, и около 271,4 миллиардов рублей, которые планируется привлечь за счет частных инвесторов.
Дороги, энергетика и даже канализация - таков госприоритет финансирования особых туристских зон. От частных инвесторов ждут масштабных строек гостинично-равлекательной инфраструктуры.
Отсев был драматичным. Малоопытные конкурсанты вылетали чаще потому, что в заявке подаваемой на конкурс не хватало той или иной справки. Претендент "Магаданская область" и вовсе была осмеяна главой МЭРТа Германом Греффом:
- Ну какой в Магадане туризм, смех какой-то, - решил судьбу области на одном из первых заседаний комиссии министр.
Директор Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, Юрий Жданов подытожил, дескать, на реализацию каждого проекта уйдет до 5 лет, при этом отдача, в виде прибыли, приносимой потоком туристов, начнется через 3-5 лет. Срок действия зоны, по его словам, составит 20 лет.
РАШН ТУРИСТО
Чиновники весьма оптимистичны в своих прогнозах о количестве отдыхающих в туристических оазисах будущего. Такой вывод можно сделать только по тому, что за эти годы в "зонах" планируется только обслуживающий персонал увеличить на 86 тысяч человек. Не говоря уже о придорожном сервисе, в котором чиновники ожидают прироста в 207 тысяч человек.
Однако турфирмы - напрямую заинтересованные в развитии именно внутреннего туризма настроены весьма скептически и особого ажиотажа от отечественного и заморского путешественника не ждут.
Первый камень преткновения, о который, по мнению представителей турбизнеса, могут споткнуться чиновники - это дороговизна авиаперелетов в ту же Иркутскую область. Желающим полюбоваться красотами Байкала, к примеру, сегодня приходится выкладывать на поездку около 700 условных единиц.
- Без революции цены, революции спроса не будет, - считает руководитель туроператора "Орфей", Михаил Романов, - Тем более, если учитывать общую бедность населения. Сегодня заграничные путевки, которые иногда обходятся вдвое дешевле Байкала, могут себе позволить 10% населения.
В целом, любители путешествовать по России останавливаются на трех основных хитах - Москва, Питер, Золотое Кольцо...Потому-то так удивляется представитель туроператора Spectrum, Ирина Салкина, мол, почему Москва не участвовала в конкурсе?
- Мы уже устали об этом твердить. Где трехзвездочные гостиницы, ценой 50-70 долларов за сутки в столице? Их нет. А ведь любая поездка по России для иностранца начинается с Москвы. Такие туристы далеко не миллионеры. И платить по 200-250 баксов за номер - для них дикость. Я уже не говорю о согражданах, желающих культурно посетить город. И это только одна из столичных проблем.
Вторым препятствием для туристического бума в стране эксперты считают менталитет платежеспособного населения:
- Такова уж психология туриста, - поясняет Михаил Романов, - Пока у человека в голове не появится привлекательна картинка будущего отдыха - он никуда не поедет.
Правда, представители турбизнеса не так уж апатично смотрят на перспективу нового детища МЭРТа. Директор по маркетингу туроператора "Лабиринт", Иван Бубля заметил, что последние годы внутренний туризм развивается быстрее, чем выездной. С той лишь оговоркой, что это пока одиночные поездки.
- Если благодаря проектам в "зонах" удастся создать спрос на массовый туризм, то даже проблема дорогих авиаперелетов решаема, - считает маркетолог, - Можно было бы просто создать внутренние чартерные рейсы.
Смотрите также:
- Госсовет: Чиновники потрудились на благо отдыха →
- Сочи: 7 лет олимпийского ожидания →
- Отели повышенной звездности →