За тех, кто в море

В среду в Мурманске президент Путин провел совместное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии при правительстве России. По словам министра транспорта Игоря Левитина, в российском портовом и морском хозяйстве "кризисные явления в основном преодолены". Впрочем, по словам главы рабочей группы Госсовета по развитию инфраструктуры морского транспорта, губернатора Приморья Сергея Дарькина, "мы двигаемся в сторону заявленных целей. Но цели от нас удаляются быстрее".

В обход чужих проливов

   
   

Перед заседанием высоким чиновникам во главе с президентом устроили экскурсию по акватории мурманского порта на комфортабельном теплоходе ледового класса "Поларис". Некоторое время назад, как похвастался корреспонденту "АиФ" капитан, в конференц-зале корабля снимали одну из сцен нового российского блокбастера, который как раз сейчас должен пойти в прокат. По сюжету, там совещались захватившие корабль террористы. А теперь, вот, значит, президент... Поработать экскурсоводом вызвался местный губернатор Юрий Евдокимов, который ненавязчиво подводил присутствовавших к мысли об уникальности порта для европейской части страны. И дело даже не в том, что Кольский залив не замерзает и, благодаря большим глубинам, позволяет подходить к причальным стенкам даже очень большим кораблям. "Это наши воды, и здесь никто не сможет нажиться на транспортировке наших грузов, - ораторствовал губернатор, - И никто не предъявит нам экологических претензий, как в турецких проливах и, не исключено, в ближайшем времени и в датских". Турецкие проливы между Черным и Средиземным морем и датские проливы на Балтике действительно перегружены.

Вспомнивший об экологии губернатор между тем зловеще перешел к рассказу о подводных нефтеналивных терминалах. Они могут оказаться востребованными в связи с расширением нефтедобычи в северных морях. Но технология закачки нефти на танкер в ледовых условиях через гибкий шланг от подводных терминалов только отрабатывается. И в случае чего, отбоя от желающих предъявить экологические претензии не будет. Даже несмотря на то, что и нефть, и море будут исключительно российскими.

Хочет быть владычицей морскою

Но это в будущем. А сегодня главная проблема как раз в том, что на российском грузопотоке жируют все, кроме самой России, которая продолжает терять гордое имя морской державы. Как известно 90% новых кораблей российские компании заказывают на чужих вервях, а кораблями под российским флагом перевозится только 4% российских грузов. Всё большая часть этих грузов в последнее время вообще минует российские порты. Так, по словам главы РАО "РЖД" Владимира Якунина, из 40 млн. тонн угля, уходящего на экспорт, 20 млн. тонн железнодорожники возят в чужие порты на Балтике. Например, через эстонский порт Силамяэ, где территории раздаются в аренду на 49 лет, а транспортные предприятия совсем освобождены от множества налогов.

Выяснилась пикантная подробность. Владельцы Саламяэ, по словам г-на Якунина, - российские граждане, по которым на родине ведется следствие, из-за чего эти граждане попросили убежище в Великобритании. Фамилий, впрочем, никто произносить не стал.

Занять место в коридоре

Чтобы к 2020 году по крайне мере 50% российских грузов перевозились из российских портов кораблями под российским же флагом, рабочая группа госсовета предложила программу строительства нескольких сотен судов общим дедвейтом 9 млн. тонн, на что потребуется 640 млрд. рублей. Дополнительные средства будут выделены не только на развитие самих портов, но и околопортовой инфраструктуры. Прежде всего, автомобильных и железнодорожных магистралей. Чиновники из Минэкономразвития, Минфина и Минтранса пообещали, что до окончания весенней сессии в Госдуме, наконец, внесут в парламент разрабатывавшийся несколько лет проект закона об особых портовых экономических зонах.

Но поставить с его помощью российские порты хотя бы в одинаковое положение с конкурентами - не получится. По словам первого вице-премьера Правительства Сергея Иванова, закон предполагает снижение налога на прибыль для портовых предприятий с 24% до 15%. Но в том же Силамяэ налог на прибыль - 0%.

Подводя итог, Владимир Путин согласился, что документы ещё нужно дорабатывать. Координировать усилия будет некая новая структура, которую ещё только предстоит создать. Между тем, главная поддержка должна быть оказана тем портам (из 62 российских), которые встроены в перспективные транспортные коридоры. Это, в том числе, порты Владивостока, Новороссийска, Мурманска и Ленинградской области.

Смотрите также: