Билет из "страны глухих"

   
   

Мы называем их глухонемыми, но это совершенно неверно и обидно для этих людей. Многие из них не слышат от рождения, и они действительно глухие, другие плохо различают звуки по другим причинам и предпочитают, чтобы их называли слабослышащими, но и те и другие совсем не немые.

Разве вам не приходилось видеть оживленно "болтающих" при помощи рук людей, когда они что-то "обсуждают", делятся впечатлениями, и неужели вам никогда не хотелось понять, о чем они так эмоционально "говорят". Руки их просто летают, и это похоже на какой-то фантастический танец. У них зачастую свой мир, куда слышащие могут попасть по своему желанию или необходимости, после того как научатся понимать "язык жестов", а могут попасть и совершенно без желания.

После выхода на экраны фильма "Страна глухих" стало понятно, что попасть туда, в мир без звуков, не просто, а очень просто, иногда достаточно травмы, а иногда просто приема антибиотика, который относится к группе ототоксических, т. е. повреждающих слуховые нервы. Если слух потерян полностью, то тут уж ничего не поделаешь, а вот если функции утрачены частично, то можно и нужно побороться с глухотой.

Причины, вызывающие нарушения слуха

1. Наследственность.
2. Возрастное снижение слуха.
3. Воспалительные заболевания среднего уха.
4. Инфекционные заболевания (грипп, менингит).
5. Черепно-мозговые травмы.
6. Опухоли и другие новообразования.
7. Лечение ототоксическими препаратами.
8. Длительное воздействие шума и вибрации.
9. Нарушения в период беременности (прием антибиотиков, краснуха и др.).

Диагноз семьи - "глухая тетеря"

ОДНА из причин - это естественное старение. Практически будучи совершенно здоровым, но слабослышащим, человек превращается в инвалида. Печально, что люди не слышат шорох травы и стрекотание кузнечика, но гораздо печальнее, что невозможными становятся и привычные, необходимые вещи: вызвать врача по телефону, слышать речь собеседника, обратиться за помощью, послушать радио и еще множество разных ограничений из-за прогрессирующей глухоты. Пожилым людям с такой проблемой очень трудно, т. к. постоянное переспрашивание часто раздражает членов семьи и нарушает общение, а громкий звук телевизора хоть кого способен вывести из себя.

"Ты что, глухой?" - такой вопрос кого угодно огорчит и заставит всеми способами доказывать, что это не так. Но ухищрения, к которым прибегают многие, оттягивая поход к врачу, только ухудшают слух. Люди с нарушениями слуха часто "разрабатывают" методы, чтобы справиться с трудными со слуховой точки зрения ситуациями, например, поворачивают голову в одну сторону, когда слушают, и др. Постоянное перенапряжение только разрушает слуховые нервы, и человек слышит все хуже и хуже.

Много проблем и у взрослых людей на пике карьеры, когда слух снижается постепенно. Становится все труднее работать из-за того, что человек часто не улавливает фразы на важных совещаниях, ему неловко постоянно переспрашивать, он нервничает и находится в состоянии тревожного ожидания, т. е. стресса. Люди начинают избегать групповых встреч, общественных или семейных праздников, где может быть труднее слышать и станет стыдно, что они неправильно понимают или истолковывают сказанное.

Проверка слуха

Детей с проблемами слуха приблизительно 2-3 %.

1. Вам хочется, чтобы с вами говорили медленнее, т. к. вам трудно понять содержание разговора.

2. Вы часто просите собеседника говорить громче и часто переспрашиваете.

3. Вам трудно разговаривать по телефону.

4. Ваши близкие жалуются, что вы слишком громко включаете радио и телевизор.

5. На работе, в театре, в гостях вы напрягаете свой слух, но при этом пропускаете слова, а иногда не улавливаете смысла целых фраз.

6. Перестаете слышать ранее знакомые звуки: шорох листвы, "урчание" холодильника, шум воды, тихий разговор окружающих.

7. Стали плохо слышать дверной звонок и трель телефона.

8. Если рядом повышен шумовой фон (в автомобиле, метро, машине), совсем не различаете слова.

Если хоть по одному пункту вы дали убедительный ответ, то необходимо провести измерение остроты слуха (аудиометрию). Можно обратиться к врачам по болезням уха, горла, носа (оториноларингологам), специалистам по болезням уха (отологам), но лучше всего обратиться к сурдологу.

Заметить потерю слуха у себя, одного из родных и знакомых - первый шаг к улучшению ситуации. Важно знать, что первыми исчезают звуки высоких частот, например, женские и детские голоса, пение птиц. Можно и нужно "поймать" процесс в самом начале. Если это настигает взрослого человека, то он сам решает, пойти ему к врачу или нет. Все гораздо сложнее с детьми.

Береги уши смолоду

ДЕТЕЙ с проблемами слуха приблизительно 2-3%. Наиболее частое заболевание - нейросенсорная тугоухость, т. е. поражение внутреннего уха или слухового нерва, и при таком поражении просто необходимо слухопротезирование.

Если ребенку с нарушением слуха на самом раннем этапе не дать слуховой аппарат, чтобы он слышал свой голос, то он не научится разговаривать. В этом случае промедление недопустимо и обследование должно проводиться еще в младенческом возрасте с помощью специальной аппаратуры, фиксирующей биотоки мозга. Если хоть часть слуховых нервов сохранна, то есть шанс научить человечка говорить. Когда малыш не слышит себя, голоса родителей, то в дальнейшем, к 5-6 годам, это перерастет в огромную проблему, и не только физическую, но и психологическую. Биологический возраст, при котором ребенок начинает говорить, - 1,5 - 4 года, и заниматься слухом нужно как можно раньше. После 5 лет обучить разговаривать довольно проблематично, т. е. к 6 годам ребенок может стать инвалидом.

Все дело в том, что проблема решаема. Для этого необходима ранняя послеродовая диагностика, диагностика слуха в младенческом возрасте и подбор качественных слуховых аппаратов, что позволит реабилитировать потенциальных глухонемых. Но не все так просто, ведь хорошие аппараты недешевы, и тут помощь государства и спонсоров просто необходима. Очевидно, что затраты на обеспечение детей качественными слуховыми аппаратами, их реабилитация в развитии речи и интеллекта несоизмеримо меньше, чем затраты на социальную защиту глухих (специальные детские сады, школы, интернаты, детские пенсии и т. д.).

В спецшколах для слабослышащих детей проводится огромная работа, но это отдельный, замкнутый мирок, где ребята привыкают жить по законам отгороженности и иногда даже не хотят выходить в мир звуков. Есть целые семьи, где и взрослые и дети не пользуются слуховыми аппаратами, потому что они уже привыкли жить в мире без звуков и это их устраивает. Но взрослые в этом случае делают осмысленный выбор, а дети, особенно те, у кого функции слуха восстановимы, имеют право знать, чего они лишаются. Это и полноценное общение с миром слышащих, и мир музыки, и звуки природы.

Нужны хорошие аппараты

НАША слуховая способность так же индивидуальна, как отпечатки наших пальцев. Примерно в 10% всех случаев потери слуха возможно лечение медицинским путем. Благодаря развитию современных технологий остальные 90% корректируются с помощью слуховых аппаратов. Но аппарат должен быть качественным и настроенным именно для конкретного пациента, в противном случае, если он действует просто как усилитель, то разрушение слуха продолжается ускоренными темпами.

Сегодня для компенсации потери слуха предлагаются различные модели слуховых устройств. Последние достижения - это цифровые аппараты, которые называют "компьютер в ухе". О них рассказывает врач-сурдолог Наталия Борисовна АНТОНОВА, главный врач сурдологического центра: "Слуховой аппарат должен бесшумно работать, внятно, разборчиво воспроизводить слова, музыку, подавлять окружающий шум, не вызывать неприятных ощущений в ухе и, наконец, быть изящным и незаметным".

Аппарат может располагаться за ухом, внутри уха и глубоко в ушном канале. Существующие модели обладают свойством повышенной слышимости, чтобы различать слова, произнесенные шопотом. Звуковые сигналы, принятые микрофоном, преобразуются аппаратом в цифровые коды-числа, поступающие в миниатюрный компьютер, где они обрабатываются, очищаются от посторонних шумов и усиливаются во всех звуковых частотах на столько, на сколько поражен слух данного пациента. Именно специальные фильтры даже при повышенной "громкости" уменьшают окружающий фон, и слабослышащие люди хорошо понимают речь собеседника, четко фиксируя различные полезные звуки.

Прибор полностью автоматизирован не имеет внешних регулировок, самостоятельно настраивается на окружающую звуковую обстановку. Правильно подобранный аппарат не только помогает преодолеть недостатки слуха, но и меняет психологический настрой. Человек перестает напрягаться, пытаясь расслышать хоть что-нибудь. Более того, стимулируется работа слуховых нервов и деятельность тех участков головного мозга, которые "отвечают" за слух.

Современные исследования показывают, что каждый шестой человек имеет те или иные нарушения слуха. Люди должны знать, что сегодня есть реальная возможность им помочь. Жизнь в мире звуков непроста, но прекрасна.

Вниманию родителей!

   
   

1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2-3 недель?
3. Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?
4. Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяца на голос матери?
5. В возрасте 4 месяцев поворачивает ли ребенок голову в сторону звучащей игрушки или голоса?
5. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5 - 6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
6. Есть ли гуление у ребенка в 2-4 месяца и переходит ли это в лепет в 4-5 месяцев?
7. Замечаете ли вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например при появлении родителей?
8. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
9. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление новых звуков?


Если этого не происходит, то сообщите о своих наблюдениях педиатру и попросите провести диагностику слуха, чтобы исключить заболевание.

Смотрите также: