КТО никогда не обзывается словом "шизофреник" - так это врачи-психиатры: слишком хорошо знакомы они с этим серьезным и опасным заболеванием, чтобы лепить такой ярлык всем подряд.
ПО ВЫРАЖЕНИЮ классиков психиатрии, больной шизофренией напоминает оркестр без дирижера. По каким причинам "дирижер" покидает свой пульт - науке до конца неизвестно. Одно не подлежит сомнению - наследственный фактор. Иногда говорят, что ученые открыли ген шизофрении. На самом деле работает целая группа генов. Хронический вариант чаще передается по отцовской линии, вариант приступообразный - по материнской.
Как любая болезнь, шизофрения проходит определенные стадии. Первую не различит никто, кроме опытного психиатра. У человека вдруг меняется настроение - то дикая радость, то страшное уныние. Иногда оба состояния "включаются" одновременно. Одолевают внезапные тревоги и предчувствия, причем все - без видимой внешней причины. Появляются неадекватные поступки, необычные интересы, снижение активности. Все это окружающие принимают обычно за лень или плохой характер. Странные высказывания похожи на неудачные шутки, парадоксальные суждения - на желание соригинальничать. Если "повело" человека талантливого, у него появляется шанс подарить миру неординарные шедевры - как это произошло с Чюрленисом, Ван Гогом, Врубелем, Скрябиным и другими. Но нельзя считать, что гений и патология - близнецы. Творческим успехам помогают лишь легкие отклонения. С усилением болезни способности падают. Нарушаются гармоничные связи между эмоциями и волей, поведением и мышлением.
От мажора - к минору
ЕСЛИ в роду есть больные шизофренией, совсем не обязательно, что придется страдать всем потомкам. "Ответственные" гены могут всю жизнь оставаться "в простое", - рассказывает руководитель клинического отделения НИИ психиатрии МЗ РФ профессор Юрий Полищук. - Активизируются они, как правило, после эмоциональных потрясений, связанных с семейной или личной жизнью, после краха надежд, разочарований. Чаще всего заболевание начинается в подростковом или юношеском возрасте. Из-за серьезных гормональных процессов психика становится особенно уязвимой, превращая даже пустяковое событие в трагедию огромного масштаба".
Самая яркая - вторая стадия, так называемая развитая шизофрения. Здесь - большое разнообразие. Часто появляются слуховые галлюцинации и бредовые переживания. Содержание бреда разнообразно: одному кажется, что его преследуют и уже гипнотизируют, другому - что он должен исполнить команды, которые произносит чужой голос в его голове. Различают бред ревности и воздействия всевозможными техническими устройствами (радио, рентгеновским или ионизирующим излучением), религиозный бред, мистический и даже реформаторский. Если это похоже на кого-то из ваших близких, не спешите крутить пальцем у виска: шизофрения встречается у 1% населения - один случай на сто человек в любой стране. Правда, в отдельных регионах, где разрешаются кровосмесительные отношения, процент увеличен в два-три раза.
Независимо от темы, любой бред со временем приобретает фантастический и нелепый характер. Не найдя понимания у близких, человек замыкается в себе, предпочитает одиночество. Это не обида, а третья стадия. Ее симптомы - угасание эмоций, потеря интереса практически ко всем и всему: к работе, семье, друзьям, развлечениям. Человек как бы отключается от внешнего мира, зачастую у него пропадает способность целенаправленно мыслить. Общаться с ним почти невозможно - как невозможно купить продукты в магазине с надписью "учет".
Сказать, что личность разрушена тотально, нельзя. Конечно, уходят профессиональные навыки, появляется неприспособленность в быту, но здоровые островки психики остаются. Помимо лекарств больным нужна хотя бы несложная работа: активная жизнь - их реабилитация.
Как вернуть "дирижера"?
ФАРМАКОЛОГИЯ располагает большим арсеналом психотропных препаратов для лечения шизофрении. В правильной комбинации и дозах они могут приостановить развитие процесса, предупредить приступ, ослабить проявления болезни, то есть сделать жизнь пациента вполне сносной. Известны случаи, когда регулярным лечением удавалось вернуть больного к почти нормальному состоянию.
Результат лечения зависит от стадии, на которой его начинают. Проблема в том, что ранние проявления может распознать только специалист. Терапевт или невропатолог для этого не годятся. Поэтому квалифицированный психиатр чаще всего получает пациента запущенного.
Обыватель больных шизофренией боится. Врачи говорят, что гораздо опаснее обыкновенный пьяный человек, а "шизофреническая" агрессия сильно преувеличена. Чаще всего больной бывает опасен для себя - пытаясь, например, под воздействием галлюцинаций или бреда совершить самоубийство. В этих случаях закон о психиатрической помощи разрешает оказывать принудительную медицинскую помощь.
Насторожитесь, если...
Вы сами или ваши знакомые:
- вдруг стали винить во всех своих житейских проблемах "чужих" (от соседей до демонов и инопланетян), которые портят вещи, просвечивают "лучами" и т. п.;
- стали слышать постоянные "голоса" в голове или извне;
- атеист внезапно превращается в истово верующего фанатика какого-либо религиозного учения;
- человек принимается отчаянно оздоравливаться при помощи "особых" методик, чаще всего собственного изобретения, при этом напрочь забывая о таких вещах, как уборка квартиры, умывание, и т. п.;
- возникает страсть к экзотическому хобби вроде собирания коллекции усиков майских жуков;
- деятельный человек вдруг теряет активность, всякий интерес к жизни, становится молчаливым и замкнутым.
Это лишь некоторые проявления, которые могут наблюдаться у заболевших людей. Но повторяем, что все перечисленное - лишь повод обратиться к врачу-психиатру, а вовсе не окончательный диагноз.
К сожалению, люди, переживающие тяжелое потрясение в жизни, чаще идут за помощью не к психологам или психотерапевтам, а к колдунам и шаманам. Что из этого получается, читайте в статье "Шарлатаны на вольном выпасе".