Не думайте, что реклама - изобретение XX века. Еще две тысячи лет назад античный мудрец Луций Анней Сенека жаловался своему приятелю: "Сейчас вокруг меня со всех сторон многоголосый крик, ведь я живу над самой баней. Вот и вообрази все многообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши. К тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы разными кушаньями, всяк на свой лад выкликивающие свой товар". Практически такая же картина, которую мы имеем сегодня на ТВ и радио.
Иногда мы рекламе верим, а иногда нет. Почему?
ПСИХОЛОГИ считают, что эффект воздействия основан на манипуляции человеческим сознанием. Они выделяют несколько способов такого влияния на психику людей. В большинстве случаев манипуляции действуют бессознательно, то есть человек понимает, что на него воздействовали, только спустя некоторое время.
Манипуляция 1.
Обманутое доверие
ДОВЕРИЕ и взаимообмен между людьми являются основой общения, ведь если кто-то оказал вам услугу, вы будете стараться сделать ответный шаг, иначе прослывете неблагодарным типом.
Однажды, придя в магазин, вы обнаруживаете там, что вам бесплатно предлагают что-либо попробовать. Вы соглашаетесь, пробуете - и вот вы уже попались. Ваше подсознание независимо от вас решило, что это услуга и вы должны как-то за нее ответить, а единственный способ ответа - это купить рекламируемый товар.
Манипуляция 2.
Стремление к завершенности
БОЛЬШИНСТВО из нас стремится довести до конца дело, которое начали.
Компании по производству игрушек переживают резкий спад продаж после Рождества и Нового года. Чтобы его избежать, был придуман такой прием. Незадолго до Нового года фирма начинает рекламировать какую-нибудь игрушку. Дети просят родителей подарить ее на праздник, но те, придя в магазин, игрушки не обнаруживают! Приходится покупать другие. Ребенок разочарован. А реклама продолжается, ребенок напоминает об игрушке снова и снова. И - о чудо! - она продается. Родители радостно бегут домой с подарком. И им невдомек, что они стали жертвой манипуляции. Игрушек специально перед праздником было завезено мало, чтобы в своем стремлении завершить действие родители купили в 2 раза больше подарков.
Манипуляция 3.
Оправдание своих поступков последовательностью
ПРОВОДИЛСЯ эксперимент: женщина, изображавшая в метро нищенку, просто стояла молча, и ей за час подали около 30 рублей. В другой раз она стояла в темных очках и с белой тросточкой, выдавая себя за слепую, и собрала уже 80 рублей. Люди, прямо видя причину ее несчастья, подавали больше.
Поэтому достаточно привести причину того или иного превосходства товара, чтобы мы начали его покупать. В рекламе это звучит так: "Это хорошо, потому что это отлично..." В этой фразе мы находим причину своего поведения, оправдывая таким способом порой самые бессмысленные поступки.
Манипуляция 4.
Ложное доверие
ДЛЯ ВСЕХ нас существуют некоторые люди, которым мы доверяем. Но есть универсальные образы, которым доверяет большинство. Например врач. Очень часто мы даже не задумываемся, что человек в белом халате, появившийся на экране и стоящий на фоне шкафов с пузырьками, - всего лишь хороший актер.
Манипуляция 5.
Игры с ценами
СОЗНАНИЕ человечества за многие века существования денег выработало некоторые принципы соотношений цены и качества. Например, чем выше цена, тем лучше качество.
Одна компания производила пиво по оригинальному рецепту. Было оно, как говорится, так себе и раскупалось плохо. Не помогало ничего - ни снижение цен, ни обширная рекламная кампания. Хотели даже свернуть производство. Но менеджеры компании решили пойти ва-банк и сделали ставку на элитарность пива, взвинтив на него цену в несколько раз и сделав соответствующую рекламу. Спрос на него стал увеличиваться с каждым днем, несмотря на очень высокие цены.
Манипуляция 6.
Обращение к ассоциациям и образам
РЕКЛАМОДАТЕЛИ давно уже используют прием ассоциативной связи товара и хорошего настроения или ассоциирования себя с героем. Люди склонны больше покупать те товары, которые у них ассоциируются с хорошим настроением, радостью, силой, сексуальной привлекательностью.
Наше пристрастие к определенной марке сигарет, газированной воды, спиртных напитков объясняется не нашим вкусом, а теми образами, которые были созданы рекламой. Например, производители некоторых марок сигарет создают образ мужественных и сильных людей, курящих их, отсюда возникает ложное представление у человека о том, что, начав курить эти сигареты, он сам станет таким.
Манипуляция 7.
Сексуальный мотив поведения
СЕКСУАЛЬНЫЕ мотивы используются в рекламе с первого дня ее появления. Достаточно повесить на улице плакат с "не совсем одетыми" моделями - и это вызовет скандал. Может быть, потом его снимут, но главное уже произошло - рекламируемый товар уже запомнился. Фирмы, специализирующиеся на продаже молодежных товаров, часто используют этот прием. Скандал привлекает внимание, а так как на факт "неодетости" главным образом реагируют люди старшего возраста, то это помогает подчеркнуть разницу между поколениями, что является сильным стимулом для молодежи, стремящейся к независимости.
После этой статьи у многих может сложиться впечатление, что нас всегда изощренно обманывают и спасения от этого нет. Это не так, выход всегда есть.
Во-первых, наше сознание обладает огромными адаптивными возможностями, и со временем мы перестаем реагировать на тот или иной рекламный прием.
Во-вторых, можно просто переключить телевизор на другой канал во время рекламы, не читать ее на улицах, перелистывать в журналах и так далее, попросту избегая ее.
Третьим способом борьбы может стать изучение. Анализируйте рекламные тексты, клипы и изображения, пытайтесь понять, как на вас пытаются воздействовать. Бейте "врага" его же оружием. Как правило, реклама подчеркивает какое-либо одно свойство товара, умалчивая о других. Например, реклама бульонных кубиков акцентирует наше внимание на улучшении вкусовых качеств блюд, но никто не сообщает, что постоянное употребление концентрированного бульона далеко не всем приносит пользу.