Чем болеет элита?

   
   

Элита (от французского "elite" - лучший) - это единая правящая группа, принимающая общегосударственные решения. "Лучших" у нас в России всего несколько тысяч. Около пяти тысяч - составляет политическая элита и приблизительно столько же - элита экономическая. Для огромной страны - капля в море. Каково состояние здоровья тех, кого принято считать соком нации? И что думают по этому поводу рядовые сограждане, наблюдая элиту в основном только по телевизору?

"А РАЗВЕ они чем-нибудь болеют? Вот какие гладкие мужики и холеные женщины. У них вся жизнь проходит на великосветских раутах, ездят в шикарных лимузинах. В очередях они сроду не стояли, сумки с продуктами не таскали - на все у них есть помощники да референты. От такой жизни не болеют. От такой жизни живут долго и всегда прекрасно выглядят..." Так или приблизительно так думают наши сограждане об элите. Исследования, проведенные социологической службой "Кассандра" в 40 регионах России среди 5 тысяч человек (70% в этом числе занятое население, работающее в бюджетной сфере, на частных предприятиях и в коммерческих структурах, а также занимающееся индивидуальным предпринимательством), подтвердили наши предположения, что, по мнению большинства граждан, здоровье и деньги - близнецы-братья. "Мы были обескуражены тем, - заявил директор службы кандидат философских наук Виктор Лощинский, - что ВСЕ опрашиваемые согласились: лучше быть больным и богатым, чем здоровым и бедным, подтвердив наше подозрение, что ценность здоровья у рядовых граждан, особенно у жителей провинции, сведена к нулю..." (см. таблицы 1-8).

В числе многих вопросов был задан и такой: удовлетворены ли вы состоянием своего здоровья? Ниже приводятся полученные результаты в зависимости от различных социально-демографических признаков.

"Они приходят, когда клюнул жареный петух"

... УТВЕРЖДАЕТ психоаналитик, доктор философских наук Павел Гуревич. "Вот только одна история: процветающий бизнесмен приходит на прием с жалобами на жену: "Пять лет не спит со мной! А я для нее все делаю! Что ей надо?" Из беседы с женой выясняется, что пять лет назад он заразил ее гонореей. Потом они вместе вылечились за границей. У мужа полное недоумение: чего же еще? Сам заразил, сам и вылечил. Никто и не узнал. Ну, жизнь такая, да и что в этом особенного? Все так живут, и ничего..."

Элита, наша, отечественная, живет по принципу: пока молодой - трачу здоровье, как только могу, сносу мне не будет. О будущем никто не думает. А когда наступает зрелость, приходится спасать то, что еще возможно (в этом коренное отличие "наших" от западного истеблишмента - там культ здоровья и здорового образа жизни в обществе давно утвердился и поддерживается на небывало высоком для нас уровне на протяжении многих десятилетий). При этом отношение к себе вполне "совковое", т. е. как к машине: в целом еще крепкая, нужно только часть деталей заменить, смазать, подлатать. И очень быстро! Болеть элите совершенно некогда! При этом элита уверена, что до капремонта еще далеко!

К сожалению, часто и "капремонт" делать слишком поздно. Происходит это, как считает доктор медицинских наук, психотерапевт Евгений Шапошников, по нескольким причинам.

Во-первых, элита действительно много работает. Рабочий день ненормированный, т. е. 18, а то и 20 часов. Люди слишком заняты, чтобы болеть, и поэтому часто попадают, что называется, сразу на стол. Вот типичный пример: врач предупреждает пациента о том, что ему предстоит операция. Хотя она и относится к малоинвазивным (щадящим), все-таки пять дней придется провести в стационаре - необходимо послеоперационное наблюдение. Больной буквально вскакивает с операционного стола с криками: "Я не могу столько времени болеть!" Скорее всего в следующий раз его уже принесут на носилках. Врачу остается только немного подождать.

Во-вторых, часто элиту подводит собственное отношение к себе, как к особам исключительным, которым заболевания, характерные для прочих смертных, не грозят. Будучи защищенными от житейских проблем, представители элиты считают, что точно так же они защищены и от болезней.

И наконец, элита чаще, чем простые смертные, страдает от ятрогении, то есть от собственной мнительности, подозревая у себя болезни, которых нет. Как ни странно, самая большая доля вины в данных случаях лежит на врачах. Именно они на благодатной почве мнительного сознания элитарного пациента сеют страх за свое драгоценное здоровье иногда для того, чтобы заставить пациента заниматься здоровьем, а иногда - чтобы выманить деньги. В конце концов человек действительно может тяжело заболеть.

Таким образом, хотя социальных факторов риска для болезни у элиты меньше (она реже страдает от туберкулеза или авитаминоза), но так называемых психогенных заболеваний, связанных с пребыванием в постоянной "боевой готовности" к чрезвычайным ситуациям, - значительно больше, чем у обычного человека.

Все хорошо, прекрасная маркиза...

БЛАГОПОЛУЧИЕ дается слишком большим напряжением сил. К тому же в среде элиты принята маска полной безмятежности даже на фоне полного краха. Уволили? Прекрасно! Наконец-то отосплюсь! У меня все "о` кей!", и только самые близкие да еще доверенные врачи знают, что такое это самое "о` кей!". По мнению Павла Гуревича, много лет работающего с элитарными пациентами, за ним, как правило, стоит:

  • Утрата либидо. Молодые люди перестают интересоваться половой жизнью. Причем назвать их заболевание импотенцией (то есть половой слабостью) нельзя. Просто пропадает интерес... Да и откуда ему взяться, если по ночам процветающий предприниматель вскакивает, чтобы проверить кое-какие расчеты, или размышляет о возможных кознях конкурентов. Жена подозревает измену, начинает устраивать истерики, в конце концов сама заболевает от переживаний. А предприниматель не понимает, в чем, собственно, дело? Я по ночам сплю в собственной постели, шубы и машины исправно покупаю в подарок, на курорты вожу...

  • Алкоголизм. Особенно он распространен в провинции. Так что утверждение, что пьют, дескать, только с горя, от бедности, не имеет под собой основания. Элита пьет, так как у нас еще со времен советского прошлого все вопросы (хозяйственные, политические) решались и решаются только через застолье. Так, один бизнесмен, понимая, что алкоголизм мешает карьере - он уже не может прилично держаться в обществе, не напиваясь в стельку, пришел лечиться. Попутно выяснилось, что он 15 лет в счастливом "браке" с мужчиной. И пьет-то, собственно, от разлада с собой и окружающими людьми. Но ненормальность своего состояния упорно отрицал и просил только об одном: "Доктор, помогите мне, я должен быть здоровым, чтобы пить и не пьянеть!"
  • Депрессия. Все с виду, казалось бы, хорошо. А человеку - плохо! Как правило, депрессия провоцируется на какой-либо орган в виде болевого синдрома (боли в спине, желудке, сердце). Депрессию могут вызвать и факторы такого рода: партнер по бизнесу купил себе "Мерседес" более дорогой, а у меня такого нет! Конечно, можно сказать - мне бы ваши заботы: у кого щи пустые, а у кого жемчуг мелкий. Но, поверьте, страдания из-за "мелкого жемчуга" - самые настоящие и ничуть не менее тяжелые, чем из-за пустых щей.
  • Заболевания внутренних органов на фоне депрессии: цистит, повышенные позывы к мочеиспусканию, синдром раздраженного кишечника (метеоризм, бурление, частые позывы на стул). И, конечно, заболевания сердечно-сосудистой системы. Инфаркты и инсульты - это профессиональные, если так можно выразиться, болячки элиты.
  • Страдает гормональная система - выражается это, например, в повышенной агрессии. Подойти к человеку порой просто невозможно - стоит крик и ор. Родные и сослуживцы считают, что просто характер тяжелый, на самом деле - организм пошел вразнос. Если предложить такому пациенту лечение, он, как правило, откажется. Как ни странно это звучит, но такой человек получает "кайф" от своего состояния. Он агрессивен, зол, сам себя распаляет и... очень часто, даже получая отпор, теряя и в материальном и в моральном (например, от такого руководителя "пачками" уходят сотрудники), все же продолжает террор - настолько ему хорошо в этом неврозе. А ведь лечение часто предполагается даже не медикаментозное: вполне достаточно рекомендации, как скорректировать свое поведение, - и самочувствие наладится.

  • Неврозы - функциональные расстройства любого рода. Чаще всего выражаются в бессоннице, болях в спине и головных болях.
  • Психозы с расщеплением личности, по мнению специалистов, - болезненная начинка только для "высших слоев". Человек перестает адекватно относиться к себе. Например, видный деятель местного масштаба решает избираться в губернаторы. Причем ни его окружению, ни его родным совершенно непонятно: откуда вдруг у него взялось убеждение, что его изберут? В конце концов, вложив колоссальные средства и замучив своих помощников, проигрывает, не набрав даже сотой доли процента голосов избирателей. Понять, почему ввязался в авантюру и почему проиграл, - сможет только с помощью врача.
  • Шизоидное сознание вырабатывается у всей элиты, но особенно - у политической: в обмен на какую-то услугу вам могут предложить выступить на пленарном заседании политического собрания, искренне недоумевая, если вы откажетесь под тем предлогом, что вам это не нужно или не интересно.
  • Сужение сознания - рядовому гражданину опасаться его не следует. Например, на первых порах у человека хватило знаний, энергии, воли для начала какого-либо дела, но как только обстоятельства несколько изменились, стали не столь благоприятными или стабильными, он совершенно не может его удержать, так как абсолютно не видит новых факторов. Примеров тому - великое множество...

Хиты сезона

ЭЛИТА относится к здоровью, как к престижному потреблению, а не как к ценности. Важно, не как ты себя чувствуешь, а как ты выглядишь. Политику, чтобы идти на выборы, нужно хорошо выглядеть. "Поэтому в среде политиков, так же как и в среде актеров и шоу-бизнеса, главное - это вид!" - объясняет причину ухоженности российского истеблишмента кандидат философских наук, директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская. Хороший костюм, прекрасный парикмахер и стилист, гладкая кожа с легким загаром, самые дорогие оправы для очков... Но живот! Он не должен выпирать из нового костюма! Самые продвинутые бросают курить, ограничивают себя в алкоголе, не едят сладкого (мучного, острого, жирного), придерживаются определенной диеты. Модные разговоры теперь вертятся не вокруг машин, марок "мобильников" или дорогих часов, а вокруг чисток. Последняя "фишка" - процедура гидроколонотерапии кишечника. "Прочистившиеся" делятся впечатлениями с теми, кто пока еще не успел побывать на процедуре, и с упоением рассказывают о великолепной аппаратуре, рекомендуют ту или иную клинику или модный курорт.

Еще один "писк" моды - пиявки. За столом ресторана в банкирской среде нередко можно услышать страшноватые для непосвященного рассказы о том, как того или иного олигарха пользовали пиявками, к каким местам их прикрепляли, сколько крови они выпили, и прочие жутковатые подробности. О кровососах говорится с неподдельным уважением, а о себе - как о герое, отдавшем кровь во имя высокой цели. Нередки разговоры о поездках к той или иной знаменитой знахарке, или, как сейчас модно выражаться, - биоэнерготерапевту. Вот и все лечение. Знахари, в свою очередь, хорошие природные психотерапевты, умеют на первых порах облегчить состояние больного (заодно значительно облегчив и его кошелек). "Казалось бы, люди, имеющие возможность лечиться у лучших специалистов, поддерживать здоровье с помощью самых престижных научных методик, впадают в жуткую дремучесть и ничем не отличаются от самых обычных кумушек, - продолжает Ольга Крыштановская. - И в уме не откажешь, и кошелек полон, а вот, поди ж ты, куда только девается хваленый прагматизм и здоровый цинизм!"

Элита не случайно "ударяется" в нетрадиционные методы лечения. Нежелание обслуживаться у официальной медицины, в престижной клинике, к которой прикреплен чуть ли не с рождения, может быть связано с боязнью врачей, которых пациенты подозревают в сборе данных об их жизни, т. е. своеобразного компромата. Особенно когда речь идет об интимной стороне, нервном, психическом, половом расстройстве.

Семейные болячки

ЭТО, пожалуй, самая закрытая тема. Это только на прогнившем Западе конгрессмен может встать и сказать, что он был алкоголиком, а теперь излечился. У нас - он сразу перейдет в разряд политических трупов.

В России, по статистике, именно жены "новых русских" - самые рьяные посетители психотерапевтических кабинетов - 32,8%. Именно от них врачи и узнают об утрате либидо, алкоголизме, неврозах и психозах их мужей, а заодно помогают и самим женам. Собственно, психотерапевтический набор для "элитарной" жены предполагает два варианта. Вариант первый: осознать, что твой муж - алкоголик, но ты будешь с ним жить и дальше, для этого учись быть стервой: живи для себя и детей, получай от элитарного мужа все, что он сможет дать в силу своего положения, и попытайся приводить его хотя бы иногда к врачу для того, чтобы немного подлечить. Вариант второй: осознание того, что семья - вообще странное образование. Не трогай мужа, оставь все, как есть. Осознай, что твой муж не так уж и плох... Словом, давайте снизим ваши потребности! Эти наставления касаются жен.

У элитарных бизнесвумен проблемы схожи с мужскими. Как правило, у женщины, стоящей на высокой ступеньке в иерархической лестнице, мужа уже нет, а друга не будет, так как мужчины ее или боятся, или она подозревает, что "нежные отношения" всего лишь прикрытие, а на самом деле привлекает не она сама, а ее положение. Отсюда - депрессии и прочее.

И хотя, согласно данным социологического опроса, наши граждане просто жаждут отдать свое здоровье в обмен на деньги, все-таки подумайте, может, быть здоровым не так уж и плохо? Даже без денег...

Смотрите также: