Лекарство и яд: два в одном флаконе

   
   

Ежегодно от отравления лекарствами в России погибает около полумиллиона человек - это гораздо больше, чем в автомобильных катастрофах. Но если дорожные происшествия в силу их зрелищности постоянно крутят по телевизору - как бы предупреждая аудиторию быть осторожнее, то смерть от лекарств остается в тени общественного внимания. Единственное место, где "потерпевших" можно увидеть каждый день - Московский городской Центр токсикологии НИИ им. Н. В. Склифосовского. По сообщению руководителя отдела лечения острых отравлений, доктора медицинских наук, профессора, главного токсиколога МЗ РФ Евгения Алексеевича ЛУЖНИКОВА, за год сюда поступает около 6000 пациентов с различными отравлениями. В 73 случаях из ста "виноваты" лекарственные препараты.

Не гриппа бойся, а парацетамола

ДВЕ трети огромной армии пострадавших (2000 человек) составляют отравившиеся "нечаянно". Пожилые люди могут забыть, что лекарство выпито, и принять его повторно - но, честно говоря, на общем фоне количество забывших теряется. Общий фон - это относительно молодые, еще не подверженные склерозу люди, которые за неимением времени предпочитают лечиться самостоятельно или по рекомендациям знакомых.

Уж сколько раз твердили миру, что заниматься самолечением не должны даже врачи: медицина и фармакология развиваются сейчас так бурно, что только успевай следить за новинками в своей области. Тем не менее количество отравившихся неуклонно растет. Активным провокатором здесь выступает реклама, перед которой зритель совершенно беззащитен. Магия СМИ настолько велика, что граждане энергично пополняют домашние аптечки всеми "последними" достижениями фармакологии, не подозревая, что тем самым комплектуют хранилище ядов.

От отечественных лекарств старого поколения больших бед не бывает, но от препаратов новых, навязанных рекламой, особенно обезболивающих, возникает много проблем. Особая статья - парацетамол.

26 фирм выпускают это лекарство под разными названиями: эффералган, тайленол, калпол, фервекс, колдрекс, тера-флю - данный ингредиент содержится практически во всех обезболивающих и противогриппозных средствах. Люди думают, что это различные препараты, делают смесь, в результате которой получается значительная передозировка парацетамола. В Европе и Америке он занимает первое место по количеству летальных исходов отравления. В тех случаях, когда доза не смертельная, в качестве осложнений возможно развитие недостаточности функции печени.

"Похметолога" вызывали?

ТЯЖЕЛОЕ отравление лекарствами - это не просто тошнит и не просто мутит. "Неотложка" привозит пациентов в коматозном состоянии, с острой дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточностью, что в сочетании с токсическим шоком часто влечет за собой смерть. Как правило, такие страшные результаты "дают" лекарства психотропного действия. Учитывая то, что в процентном отношении ими травятся чаще всего, эти препараты наряду с наркотиками включены в группу так называемых "социальных ядов".

Феназепам, нозепам, лепонекс, барбитурат - только часть названий этого ряда. Все средства сильнодействующие, должны приниматься только по назначению врача - но это в идеальном варианте. В реальности практически любое можно купить без рецепта: если "стационарные" аптеки еще как-то придерживаются правил, то многочисленные аптечные киоски всегда готовы "пойти навстречу покупателю" и продать любое снотворное или антидепрессант.

Еще одна "забава" - снотворное, которое принимают не для сна, а по привычке.

Чаще всего не везет алкоголикам. Это самая большая группа поступающих в Центр. Вывести себя из абстинентного синдрома крайне сложно. Бедолаги горстями пьют психотропные средства, не имея никакого представления о дозировке. На подмогу нередко вызывают "похметолога", который внутривенно вводит препараты, успокаивающие психику, после чего больной засыпает и подозрительно долго не просыпается, но "похметолога" уже и след простыл. Последствия ложатся на плечи токсикологов. Алкоголикам чистят весь желудочно-кишечный тракт, делают диализ, промывают через сорбирующие и магнитные установки кровь. Это те процедуры, о которых "прерыватели запоев" даже не слышали. Они много о чем не слышали и часто не имеют даже среднего медицинского образования, зато отлично обезопасились на случай уголовной ответственности: контактные телефоны, помещаемые в газетах, обычно принадлежат одиноким старушкам, которые рады подработать диспетчером и в случае чего будут молчать, как партизаны.

Вообще же лечение от отравлений психотропными лекарствами очень сложное. Больные часто поступают без сознания в сопровождении людей, не знающих, что было выпито. Конечно, это устанавливают при помощи лабораторных исследований. В силу того что успокаивающие препараты действуют на весь организм, желудочно-кишечный тракт, призванный выполнять детоксикационную функцию, находится в спящем состоянии. Ядовитое вещество на медленной скорости всасывается в кровь, оттуда поступает в печень, затем опять в кровь и снова в печень. Этот замкнутый круг и пытаются разорвать в реанимации. К счастью, на сегодняшний день существует некоторый выбор противоядий.

Почему токсикологам не дарят цветов

30% СЛУЧАЕВ приходится на отравления преднамеренные. Они же и самые тяжелые, поскольку по большей части носят суицидальный характер. При попытке самоубийства съедается вся аптечка, что в десять раз увеличивает количество смертельных исходов.

При большом желании отравиться можно даже чистой водопроводной водой, если выпить сразу десять литров. Такие приемы обычно практикуют душевнобольные люди. Именно поэтому в палатах психиатрических лечебниц никогда не ставят умывальники. Но это так, к слову.

Попытки отправиться на тот свет в основном совершают не душевнобольные люди, а те, которые обладают подвижной нервной системой. Группу риска составляют журналисты, врачи, преподаватели - в общем, представители гуманитарных профессий. По утверждению специалистов, работа с людьми считается наиболее вредной для психики. Сознание сверхценности собственной жизни, присущее каждому человеку, у представителей гуманитарных профессий при определенных обстоятельствах нередко теряется. На смену приходит внезапное реактивное состояние, в котором рука тянется к коробке с таблетками.

Благодаря достижениям современной реаниматологии в отделении острых отравлений смертность составляет не более 3,2%. Когда пациента откачают, его первая реакция - закрыв от стыда лицо, бежать от токсиколога как можно быстрее и без оглядки. Какие уж тут цветы: чувство стыда гораздо сильнее чувства благодарности.

Лекарственный способ ухода из жизни не есть чисто российский вариант. Способ этот "лидирует" в европейских странах, причем закономерность такова: чем меньше развито государство, тем меньше попыток самоубийств. Население Кубы, Малайзии и прочих "вегетативных" стран удивительно жизнелюбиво, зато благополучных шведов и финнов желание жить покидает чаще всех на планете: 52 случая на 10 тысяч человек. Следом идут Великобритания (50) и США (49). 47 - российская цифра.

Что делать?

ЕЩЕ в XVI веке было известно, что яд от лекарства отличает только доза. Вы не задумывались над тем, почему таблетки упаковывают по десять штук? Объяснение простое: разница между разовой дозой и токсичной - десятикратная. Это не значит, что после приема десяти таблеток человек отправится на тот свет. Но отравление гарантировано.

Сегодня общемировой задачей стало изучение проблемы токсичной дозы, усилия ученых направлены на то, чтобы последствия приема десятикратной дозы были максимально безопаснее. Как в технике последнего поколения существует защита от дурака, так и в фармакологии настала необходимость подобного. Так, в 1995 году в США был принят федеральный закон, который гласит, что фирма-производитель обязана каждое новое лекарство проверить на токсичную дозу. Причем делать это надлежит обязательно на людях.

По неофициальным данным, в Америке подопытными добровольцами становятся студенты-медики: плата за эксперимент равна стоимости одного года обучения в медицинском колледже.

В России, ясное дело, такая забота о населении невозможна по финансовым причинам: у нас бинтов бы на всех хватило. Между тем в токсикологическом Центре считают, что реанимационные койки станут использоваться гораздо реже, если население будет придерживаться трех несложных правил.

Первое. Внимательно читайте аннотацию к лекарствам, отпускаемым без рецепта. Особое внимание обращайте на наличие в его составе парацетамола.

Но самое разумное - перед приемом любого лекарства советоваться с врачом.

Второе. Не занимайтесь самолечением. Ни одно лекарственное отравление бесследно не проходит. В отделении острых отравлений пациенты пребывают несколько дней. Астения после отравления может продолжаться до нескольких месяцев.

Третье. Несмотря на то что бум на отравление клофелином пришелся на начало девяностых (до тысячи человек в год) и вроде бы остался позади, криминальный мир продолжает его использовать.

Если вы случайно приняли повышенную дозу какого-либо лекарства или самочувствие напоминает отравление, звоните в консультационный центр по телефону 928-16-78, здесь круглосуточно дежурят научные сотрудники, которые всегда подскажут, что делать.

Смотрите также: