Примерное время чтения: 4 минуты
245

Маньяки "фармако"

"Фармакон" по-гречески означает "лекарство" - следовательно, маньяками "фармако" можно называть людей, которые явно переоценивают место и значение лекарств в жизни человека. Причем одни из них могут быть одеты в белые халаты врачей, другие - в больничные пижамы...

Чем больше, тем лучше?

ИЗВЕСТНО, что не одним лекарством лечится болезнь, есть множество иных способов поправить здоровье. Давно уже не секрет, что чем больше лекарств принимаешь, тем больше опасность их негативного воздействия.

В последнее десятилетие на фоне глобального обновления жизни в России взорвалась "фармакологическая бомба", и последствия этого взрыва нам еще только предстоит испытать. На скудный отечественный рынок лекарств из-за границы буквально хлынул поток невиданных лечебных средств. Несколько лет - и рынок насытился и даже перенасытился, как говорится, бери - не хочу. И что же? Россияне стали при лекарственном изобилии здоровее? Отнюдь! Здоровье нации в угрожающем положении, много хуже, чем при лекарственном дефиците. В чем же дело? Может быть, новые средства не так уж хороши, как о том уверяет реклама? Вероятно, поскольку изобилие новых, "навороченных химией" препаратов зачастую обладает сложнейшим воздействием на организм, побочные эффекты которого просто невозможно учесть. Подливает масла в огонь и реклама, которая, как известно, не стоит на месте и с каждым годом становится все "хитрее" и изощреннее. Одного "голубого экрана" становится мало, нас уже начинают "лечить" со стен вагонов метро и электричек. А что? Для кого-то лекарства - такой же товар, как и колготки, а товар должен быть продан.

Есть и другая проблема, сугубо врачебно-методическая. Опытные врачи давно заметили и указали на ошибку менее искушенных коллег: найдя при обследовании больного нарушение многих функций организма, коллеги назначают лекарства, призванные поправить сразу все нарушенные функции. Это грустное явление известно в медицине давно, и имя ему - "полипрагмазия". Грустное оттого, что ведет к выраженным токсическим эффектам, осложнениям, тяжелому медикаментозному поражению печени.

Вот случай, который надолго врезался в мою память. Много лет назад при обыкновенной простуде врач назначил мне сразу 3 или 4 вида таблеток, которые я безропотно принимал "по таблетке три раза в день". Каждого вида. К вечеру второго дня "лечения" резко подскочила температура, начались тошнота и рвота, полный упадок сил, ощущение острого отравления организма. Оказывается, избыток принимаемых лекарств опасен не только "поражением печени", но и быстрой подверженностью инфекциям, стероидному диабету, грибковым поражениям кожи и слизистых оболочек.

Осторожно: лекарства!

ОБРАТИМСЯ к фактам. В 1970 году пациентами больниц США оказались 32 млн. человек. Анализ болезней показал, что среди них 1,5 млн. человек оказались жертвами "фармакомании", то есть приняли лекарств больше, чем следовало. Здравоохранение США знает и другую устрашающую цифру: от лекарственной болезни ежегодно умирает до 30 тыс. человек. Россия, правда, в ином положении. У нас самолечением занимаются значительно меньше людей, чем в США, и опасность "фармакомании" существенно меньше. Но маньяки "фармако" были, есть и будут всегда, поскольку суть этого явления берет начало в психологии человека, в срабатывании стереотипа: чем больше лекарств приму, тем здоровее буду.

И разве такое уж редкое явление, когда врач назначает больному одновременно 6-7, а то и 8-10 лекарственных средств? Лечить так лечить! Известен случай, когда язвеннику было назначено около двух десятков лекарств, и это при поражении желудка и двенадцатиперстной кишки! Врачи с опытом говорят, что настоящее врачебное искусство заключается в том, чтобы дать больному столько лекарств, сколько нужно, но не больше, чем можно. Удивительно, но выработать чувство меры в назначении лекарств врачу мешают... сами больные, среди которых распространено заблуждение, что назначение 2-3 средств явно недостаточно и что в таком случае их в больнице не лечат. Приоритет, разумеется, отдается импортным средствам. Но так ли это оправданно? Остается фактом, что еще с советских времен апробация новых лекарственных препаратов в отечественной медицине проходит под более строгим контролем (не говоря уже о соблюдении этических норм), чем на Западе. В Англии, например, одна из лабораторий, специализирующихся на проверке новых лекарств, наняла по контракту несколько десятков молодых людей с их, разумеется, согласия. Казалось бы, все вполне благопристойно, этические нормы не нарушены. На деле же выяснилось иное. Когда некоторые из добровольцев тяжело заболели и началось разбирательство, то выяснилось, что отряд подопытных состоял из хронических безработных, которым не оставалось ничего иного, как рискнуть собственным здоровьем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно