Почем рекламная пауза?

   
   

Однажды по рекламному объявлению я обратилась в центр "Здоровье", где мне продали препарат для лечения суставов "Глюкозамин хондратин комплекс" (у меня артроз). В рекламе было обещано, что через 1-2 месяца полностью снимется боль в коленях и восстановится костно-хрящевая структура.

В течение 4,5 месяца я выпила 7 упаковок (60 капсул в каждой) общей стоимостью 6300 руб. Никакого результата, колени по-прежнему болят. Причем в течение курса лечения я обращалась в фирму по поводу непроходящей боли, на что они мне отвечали: "Пейте еще, и все пройдет".

Для проверки сделала рентген до и после лечения. Врач-рентгенолог сказал, что никаких изменений и никакого наращивания хрящей в коленях нет. А главное - боли не ослабли, я еле хожу.

Вот так с помощью рекламы медицинская фирма ввела в заблуждение старого человека. Позже хирург мне сказал, что у пожилых людей хрящи не восстанавливаются.

Потом случайно выяснилось, что мне надо было принимать по 8 капсул в день (в соответствии с моим весом), а мне сказали принимать по 4. Это умышленная ошибка центра, так как если бы они сразу сказали, что надо принимать по 8 капсул, я бы отказалась от такого дорогостоящего лечения. А то ведь все сделали, чтобы я купила препарат: "Покупайте еще, и болезнь пройдет".

Мне очень обидно: сколько же можно обманывать наше поколение доверчивых людей!

Зинаида Зайцева, Москва

В 2000 г. МАП рассмотрело 82 факта нарушений, связанных с рекламой лекарственных средств. В 55 случаях рекламировались средства, не разрешенные к производству и реализации (не было лицензии Минздрава), остальные 27 фактов относятся к рекламе различных рецептурных препаратов.

С ЭТИМ письмом я отправилась в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). По словам начальника отдела контроля соблюдения законодательства о рекламе Сергея ПУЗЫРЕВСКОГО, в данном случае со стороны медицинского центра скорее всего было нарушено сразу несколько положений Закона о рекламе, касающихся достоверности и добросовестности: не допускается вводить потребителя в заблуждение, пользуясь его доверием или недостатком знаний.

Кроме того, нарушено и несколько пунктов Закона о лекарственных средствах (контроль за соблюдением которого в обязанности МАПа не входит):

ст. 44 п. 2: "Независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях".

Ст. 44 п. 6: "Реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций".

Ст. 44 п. 7: "Реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано".

Именно на втором и седьмом пунктах чаще всего и "накалываются" граждане: почему-то в рекламу стирального порошка, который сжирает пятна любого происхождения, верится тяжелее, чем в супертаблетку, способную в считанные недели вернуть организму былое здоровье. Наверное, виновата подсознательная вера в чудо, которая безусловно играет на руку рекламодателям.

В конце концов бог с ним, с порошком: не отошли чебуречные пятна - невелика беда, для здоровья не опасно. Но что делать людям, пострадавшим на лекарственном фронте? Реклама не сообщила о побочных эффектах, человеку стало плохо. Куда обращаться? По идее, конечно, в суд. Новое Гражданское законодательство позволяет подавать иск на рекламодателя, включать туда жалобы как на физический, так и на моральный ущерб.

К сожалению, в МАПе известно очень мало случаев, чтобы гражданин шел судиться. Во-первых, мы к этому не привыкли. Во-вторых, человеку, вступившему на этот путь, потребуется масса справок и документов, доказывающих, что причиной обращения в суд является именно прием данного препарата. На самом деле это означает, что лекарство надо принимать юридически грамотно: глотать при свидетелях, после каждого приема фиксировать состояние при помощи лабораторных исследований, рентгена или у врача. Естественно, это невыполнимо. Плюс у населения нет денег, чтобы нанять хорошего адвоката.

Остается направлять жалобы в адрес антимонопольного министерства. В его обязанности входит разобрать каждое обращение, выйти на рекламодателя, проверить факты.

Не так давно на одном из центральных каналов рекламировали средство для похудения, которое должно продаваться только по рецепту. Поскольку законодательство запрещает широко рекламировать подобные препараты (это должно делаться в специализированных медицинских изданиях), реклама была признана "ненадлежащей", и компания заплатила штраф в размере 100 минимальных окладов (10000 руб.). Ясно, что для юридического кармана это совершенно не больно и уж совсем не сопоставимо с прибылью, принесенной прокатом данного ролика. При установлении противозаконного факта юридическое лицо также обязуется прекратить распространение "опальной" рекламы или некоторое время крутить "ролик-опровержение". (Помните: "не все средства для похудания..."?) Если не делается ни того ни другого, последует штраф в размере 500 тыс. руб., а это уже чувствительно даже для крутых каналов.

Конечно, это все далекие от потребителя меры, которые к тому же принимаются постфактум, когда деньги на лекарство потрачены, а обещанного эффекта не случилось. Разумеется, далеко не все рекламируемые лекарства являются плохими. Единственная организация, которая хоть как-то может воздействовать на снижение количества ловушек, - это Рекламный совет России, крупный представительный орган, который призван давить своим авторитетом. Также существует Ассоциация производителей медицинских изделий и лекарственных средств, которые могут заключать джентльменское соглашение о недопущении неэтичной рекламы, пожурить рекламодателя за несоблюдение профессиональной этики, но это не более чем "перед лицом своих товарищей торжественно обещаю..."

Правительством в качестве законодательного изменения предлагалось ввести в Закон о рекламе этические пункты и установить жесткое наказание за их несоблюдение. Но принятие этих изменений пока находится в будущем времени. На сегодняшний день в законе есть только общий пункт об этичности, касающийся общепринятых норм: например, нельзя хвалить свой товар, очерняя аналогичный товар конкурентов.

Общение с врачом должно быть реальным, а не виртуальным. Лекарство - товар специфический, свойства его понятны только врачам. Остальные могут прикинуть его эффективность только по красоте коробочки и количеству навешанной на уши лапши.

В общем, сохраняйте здравый смысл, который звучит примерно так:

Фармацию можно знать плохо,

Аннотацию читать вкратце,

Можно думать, что врачи - лохи,

Но всему ведь есть предел, братцы!

Смотрите также: