Окончание. Начало в N 49
На ваши вопросы продолжает отвечать президент Лиги защитников пациентов Александр САВЕРСКИЙ.
Защитник пациента
Мне предстоит серьезная операция, после которой возможен длительный период выхаживания. Родственников у меня нет, но кто-то же должен представлять мои интересы перед медиками, особенно если что-то пойдет в лечении не так. Где-то читал, что можно назначить своего представителя перед больницей. Если да, то кто может им стать?
М. Б., Коломна
НАЗНАЧИТЬ своего представителя важно для вас самих и для врача не только перед операцией, но и вообще в случае серьезного заболевания. Если вы этого не сделаете, то в случае ухудшения состояния врач будет сам решать, у кого спрашивать согласие относительно вашего лечения. При этом он может выбрать человека, который не лучшим образом выразит ваши интересы. В то же время доверенное лицо пациента имеет намного больше прав и полномочий, чем просто заботливый родственник, которого могут и не пропустить к больному. Те, кому больше 15 лет, могут назначить своего представителя, оформив доверенность у нотариуса. Им может стать любой человек, которому вы доверяете, в том числе и юрист, адвокат. Для граждан моложе 15 лет, частично или полностью недееспособных, законными представителями выступают опекуны, родители, родственники. Кстати, многие думают, что родственник имеет право на что-то. По большому счету, ни на что он не имеет права, кроме как решать вопросы вскрытия. Есть люди, которые терпеть не могут своих родственников или не доверяют им, и это их право. Кстати, в статье 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан изложены права пациента. По этому перечню к пациенту имеет право быть допущен законный представитель, адвокат и священнослужитель. Другими словами, дан исчерпывающий список лиц, которые вправе посещать больного на территории медицинского учреждения. Но, представьте себе, среди них нет родственников. Забыли законодатели. И формально, на основании этого перечня, главный врач может не допустить родственников к больному. Слава богу, что этого нет.
На что жалуетесь?
Часто бывает, что, уже покинув кабинет врача, вспоминаешь, что не задал всех важных вопросов, не узнал всего, что хотел. Да и врач лишний раз ничего не объяснит. Выпишет рецепт и отправит в аптеку. Разве это правильно?
Ю. М е к ш а, Смоленская обл.
ЕСЛИ не надеетесь на память - записывайте. Все, что касается сбора информации о заболевании (анамнез), мы рекомендуем оформлять письменно. Часто врачи что-то забудут, чего-нибудь не впишут. Не померив давление, напишут в карте, что оно у вас 120 на 70, что пульс 72 и т. д. Это может совсем не соответствовать действительности. А так человек приходит на прием к врачу, записывает все свои жалобы, что и где у него болит, ставит подпись и дату. Это уже официальный документ, который вклеивается в историю болезни. Врач от него никуда не денется. И для пациента так проще. Действительно, мы часто что-то забываем. Особенно если пожилой человек приходит к врачу, там понятно: нога, голова, все болит - чего-нибудь и не вспомнил. В соответствии с действующим законодательством на любое медицинское вмешательство требуется информированное добровольное согласие пациента. Где оно в карте? Ведь как врач делает назначения? Чего-то там накалякает на латинском языке ужасным почерком - прочитать невозможно, не то что понять. Какое уж тут информированное добровольное согласие! На что? Мы сейчас пытаемся воплощать программу "Открытое здравоохранение", которая направлена на то, чтобы строить партнерские отношения между врачом и пациентом. Человек из "несмышленого больного" становится заказчиком на рынке медицинских услуг. А врачи учатся уважительно и ответственно относиться к здоровью и жизни пациентов.
Вскрытие показало...
Раньше у родственников умершего пациента согласия на вскрытие не спрашивали. Отправляли куда нужно, а родственники только потом узнавали, что было проведено вскрытие. А что сейчас? Законны ли такие действия? Чем это грозит врачам, если родственники были против, а вскрытие все же провели?
И. Г р и г о р ь е в а, Воронеж
СПРАШИВАТЬ разрешение на вскрытие обязаны, за исключением ряда случаев: когда неизвестна причина смерти или если есть подозрения, что смерть наступила в результате насильственных действий. Если вскрытие было произведено без согласия родственников, они могут попытаться взыскать компенсацию за моральный вред через гражданский суд.
За лекарствами - в аптеку
Хотелось бы, чтобы юрист прокомментировал такую ситуацию. Подруга была на платной консультации у гинеколога. Врач поставила диагноз и выписала лекарство, дала адрес, где препарат можно купить. Ехать за ним пришлось на другой конец Москвы. Причем по указанному адресу располагалась не аптека, а какой-то офис. Самое интересное, что диагноз потом не подтвердился, поэтому препарат подруга принимать не стала. Мало того, оказалось, что это не лекарство, а пищевая добавка, довольно дорогая, но абсолютно бесполезная. Может, врач и продавец заранее договорились о том, чтобы предлагать больным именно эти дорогие таблетки? Это законно? Как можно избежать таких ситуаций?
Ксения О., Москва
ТАКОЕ сплошь и рядом происходит. К сожалению, врачи действительно выступают дилерами биологически активных добавок (БАДов), препаратов, которые я считаю незаконными на основании закона о лекарственных средствах. Производство и реализация этих препаратов подлежат регулированию этим законом, потому что они имеют, по крайней мере в соответствии с рекламой, профилактическое, лечебное и терапевтическое действие. Ведь иначе их никто бы не покупал, правильно? У нас же пищевые и биологически активные добавки отнесены к пищевым продуктам. Но если вдуматься в термин "биологически активные", получается, что это добавка, которая активно воздействует на организм, значит - это лекарственное средство. Как оно оказалось среди пищевых продуктов? Принципиальное отличие БАДов от обычных лекарств в том, что эти препараты не проходят клинических испытаний. Представьте себе, вы едите то, что вообще не проверено. Пациентам мы говорим - не покупайте это. И лекарства приобретайте только в аптеках. Если врач не выписывает вам рецепт, то есть своего рода гарантию, а говорит "пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" - это должно насторожить. По крайней мере, покупать то, что назначает врач, нужно в аптеке, а не в офисе или фирме. Хотя и аптеки широко реализуют БАДы, но они отвечают за их качество. Если вы покупаете препарат не в аптеке, велика вероятность, что вам продадут какую-нибудь плохо проверенную добавку. Кроме того, у продавца лекарства должны быть лицензия и сертификат именно на лекарственное средство, а не санитарно-гигиенический сертификат, разрешающий продажу и подписанный главным санитарным врачом России. А чаще даже и этого нет. Есть просто сертификат Института питания РАМН. То есть явно продается еда, а не лекарство. Но подумайте, стали бы вы это есть? На самом деле здесь надо судиться и с фирмами-производителями, и с Минздравом по поводу нормативного регулирования этой области. Это огромная проблема, и на ее решение нужны деньги, время и специалисты, которые будут этим заниматься. Пока у нас ничего этого нет.