Жить с человеческим лицом

   
   

ЧЕЛЮСТНО-лицевые операции проводят в Москве в нескольких центрах: Центральном научно-исследовательском институте стоматологии, Главном военном клиническом госпитале им. академика Н. Н. Бурденко, Научно-практическом центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы и в ряде других. Только в одном госпитале Бурденко ежегодно проходят лечение свыше 100 человек с челюстно-лицевыми травмами и их последствиями, в том числе полученными в результате огнестрельных ранений. Благодаря мастерству хирургов большинство из пациентов возвращаются к нормальной жизни с "человеческим" лицом. О том, каким образом медики достигают столь впечатляющего эффекта, рассказывает главный стоматолог Главного военного клинического госпиталя им. академика Н. Н. Бурденко, заместитель главного стоматолога МО РФ Евгений Федорович ТРУХАНОВ:

- Нашим хирургам приходится иметь дело с наиболее сложными - огнестрельными - травмами, сопровождающимися сильным обезображиванием лица и мощным кровотечением. Например, при ранении челюстей повреждаются не только кости, но и язык и мягкие ткани, нарушаются функции дыхания и жевания. Такие пациенты требуют особенно тщательного ухода и специального питания.

Раньше проведение операций на нижней челюсти было связано со множеством проблем. Поскольку нижнюю челюсть умели замещать только ребром, после операции приходилось связывать зубы между собой. В результате пациент не мог нормально есть, пить и разговаривать. Сейчас для замещения нижней челюсти используются реконструктивные дуги, искусственные височно-нижнечелюстные суставы и пластинки из титана ("Конмет"). Одновременно с помощью титановой сетки, повторяющей форму челюсти, можно закрывать костные дефекты. Эти сетки имеют разную форму и изготовлены из медицинского титана с особой степенью очистки, предотвращающей его отторжение. В итоге некогда обезображенное лицо приобретает нормальный вид, с которым можно жить.

Титановые конструкции позволили усовершенствовать операции по восстановлению челюсти с использованием собственных ребер. У пациента берется шестое или седьмое ребро справа и прикрепляется к остаткам челюсти в зоне дефекта титановой сеткой или пластинками. Поэтому сразу после операции у пациентов нормализуются питание и речь.

К числу самых сложных дефектов относятся переломы верхней челюсти, при которых меняется конфигурация лица, проваливается нос. Сейчас лечение происходит быстрее и легче для пациента, чем раньше, потому что челюсти во время операции сразу закрепляются в правильном положении с помощью надкостных титановых пластинок.

Появились новые материалы для трансплантации. До недавнего времени при реконструкции дефектов костей лица использовали гребешок подвздошной кости или ребро. Им на смену пришли биокомпозиционные материалы типа "Колапана", лиофилизированные (трупные) кости и хрящи, а в ЦНИИСе был разработан метод имплантации костей черепа.

Некоторые пациенты часто не идут на операции при сложных деформациях лица, опасаясь тяжести вмешательства и возможных осложнений.

Действительно, челюстно-лицевой отдел тесно связан с мозгом. Поэтому в прошлом пациенты с такими деформациями часто погибали в раннем периоде после травмы от менингита и энцефалита в результате инфицирования мозга из полости рта. В настоящее время заражение практически исключено, поскольку в первые 2-3 суток после травмы костные фрагменты верхней челюсти фиксируются в правильном положении титановыми пластинами или сетками.

Теперь о пластике мягких тканей. Мягкие ткани носа реконструируются с помощью микрохирургической пластики. В частности, используется стебельчатый лоскут, иногда на питающей ножке (c клетчаткой, мышцей и cосудами, которые сшиваются с сосудами в месте дефекта). Лоскут обычно берется с шеи, головы, грудной клетки и живота. Для коррекции крыльев носа используется хрящ из уха.

Отсутствие верхней губы - тоже не беда. Ее можно смоделировать из лоскутов носогубной складки, которым потом придается нужная форма, они укрепляются с помощью твердых тканей, а лишний жир отсасывается. В зависимости от глубины повреждения тканей применяется свободная пересадка кожи или пересадка лоскута с сосудом.

Титановые сетки и пластинки, о которых уже было сказано, помогают и при глазном протезировании. Они используются для формирования разрушенных стенок глазницы и служат основой для глазного протеза.

После проведения современной операции косметические швы практически не видны, поскольку врачи используют специальные атравматические иглы и очень тонкие полиамидные нитки. Кроме того, хирурги стараются накладывать шов с внутренней стороны раны и по специальной методике.

Проведение комплекса процедур с последующей реабилитацией - начиная с лечебной физкультуры для восстановления функции мышц и заканчивая физиолечением и электростимуляцией при повреждении нервов - позволяет пациенту полностью социально адаптироваться в короткие сроки.

В заключение хочу обратить внимание читателей на то, что чем раньше пациент обратился к хирургу, тем более полноценно будет выполнена пластика.

Смотрите также: