Детей лишают здоровья родители и медицинские работники

   
   

Автобиография

Никто из моих предков никогда не имел никакого отношения к медицине. Родители - бедные советские инженеры, логичное следствие - более-менее типичное детство сына советских инженеров. Детский сад, с вытекающими отсюда всеми возможными и невозможными инфекциями, самая обыкновенная школа, лето в пионерских лагерях, эпизодические поездки на море.

На будущий выбор профессии повлияло несколько факторов.

Первый и главный - младшая сестра. Она родилась, когда мне было 10 лет, и чувство необъяснимой любви к ней, страха за нее до настоящего времени воспринимается мною как самое сильное эмоциональное потрясение детства. Я прекрасно помню, как, придя со школы, застал рыдающую бабушку и сквозь причитания с трудом выяснил, что Таню увезли в больницу (сестрице было около года) и что все очень плохо. Жуткое чувство утраты, горя. Вечером появился отец, улыбался - сестре стало легче. Второе - абсолютная ненависть и отсутствие наклонностей к математике. И третье - из всего гуманитарного медицина была единственно возможным выбором. Я пришел к ней методом исключения. Поступление в медицинский институт без связей и денег для мальчика из инженерной семьи - это лотерея, и шансы на выигрыш - минимальные. Мобилизовав скудные финансовые ресурсы, семья вплотную занялась моим образованием. Репетиторы по физике, химии и биологии. Занятия 5 вечеров в неделю. 3-4 часа сна. Я на всю жизнь запомнил слова физика Петра Самуиловича (сейчас он профессор где-то в США), который сказал: "Женя, у вас дурная привычка спать по ночам..."

Студенческие годы вовсе не воспринимаются мною как самые лучшие и веселые. Как годы тяжелого труда - да. Ощущения - огромное количество бесполезной информации, маразм кафедры "истории КПСС", тошнотворность комсомольских и профсоюзных собраний, бросающаяся в глаза нелюбовь к своей профессии многих преподавателей, профессора, с трудом разговаривающие и по книжкам читающие лекции. И параллельно с этим - интеллектуалы, люди, любящие студентов и свое дело, радость приобщения к профессии.

Со 2-го курса я начал дежурить в больницах. Держал крючки хирургам, помогал медсестрам (не для денег, для себя).

Настоящая работа - уже за зарплату -началась после третьего курса и продолжалась до окончания института. Вначале год медбратом в отделении реанимации Детской дорожной больницы, а затем в реанимации Института общей и неотложной хирургии. Реанимация заставила по-новому посмотреть и на себя, и на медицину. 10 ночей каждый месяц в окружении настоящих врачей, осознание ценности получаемой информации, радость, когда кто-то пришел в сознание, значимость ошибок - людских и врачебных. Смерть... Дети, беременные 18-летние девочки, старики, алкоголики, здоровенные мужики.

С 1983 года я работаю в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 года - врач отделения реанимации, затем - заведующий отделением.

В 1993 году написал монографию "Вирусный круп у детей". Писал сам, без кафедр, для себя. Старался, чтобы это легко читалось и было понятно. Получилось. В 1996 году за монографию получил ученую степень кандидата наук. Горжусь нетипичностью ситуации, ибо аналогов, когда практический врач-педиатр становится кандидатом наук таким образом, в нашей стране нет.

Полученные после выхода книги десятки писем и отзывов убедили меня в том, что писать я умею и имею на это моральное право.

"Начало жизни вашего ребенка" - первая популярная книга, 1996 год. Ее логическое продолжение - "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников" - 2000 год.

Продолжаю работать практическим врачом, не лезу в доценты и профессора. Пишу, когда есть время и силы. Не спать по ночам становится все труднее...

- Система здравоохранения в Советском Союзе была просто замечательной. Хотя бы потому, что она не развалилась до сих пор, - считает заведующий отделением самой крупной детской инфекционной больницы в Украине, кандидат медицинских наук Евгений КОМАРОВСКИЙ, которого журналисты успели окрестить украинским доктором Споком.

Доктор Спок

Это все журналистские штучки. Ну какой я "доктор Спок"? Да, я написал ряд книг, которые могли бы составить конкуренцию знаменитой американской книжке, но... Тот факт, что я живу не в Калифорнии и даже не в Киеве или Москве, а "всего лишь" в Харькове, удивительно влияет на отношение и ко мне, и к моим книгам. Не академик, не москвич - провинция... Кстати, мои издатели прекрасно понимают, что на Споке и Комаровском можно заработать одинаково, только есть один маленький нюанс: в случае со Споком на рекламу тратиться не надо. Во многих аннотациях к моим книгам встречается фраза "известный русский педиатр Комаровский". Каждый день я получаю кипы писем из всех республик СНГ, от бывших наших, живущих в США, Канаде, Израиле, Германии...

Интересная деталь: на 10-12 писем из России приходит лишь 1 письмо с Украины. Наверное, потому, что для России я хоть и ближнее, но все-таки зарубежье, а значит - авторитет. А вы говорите "украинский Спок".

Убийца в белом халате

Работать врачом в Советском Союзе было намного легче. Врач мог вполне достойно жить на зарплату, выписывать специальную литературу, ему не надо было постоянно думать о том, где раздобыть деньги на лекарства, мыло, стиральный порошок, лампочки...

Как в Украине, так и в России врач сегодня - человек, который для выполнения своих профессиональных обязанностей вынужден ежедневно и ежечасно нарушать главный закон страны - Конституцию, которая гарантирует гражданам квалифицированную, бесплатную и общедоступную медицинскую помощь.

Я отдаю себе отчет в том, что не ошибся в выборе профессии: педиатрия - действительно мое призвание. Но без кокетства и эпатажа скажу: я очень часто жалею о том, что стал врачом в этой стране. Я мечтаю перестать об этом жалеть. Наверное, просто устал. Хочу спать по ночам. Хочу позволить себе такую роскошь, как выходной. Хочу перестать жить вчетвером в двухкомнатной квартире и писать книги по ночам. Я - врач высшей категории, с учетом надбавок за двадцатилетний стаж, ученую степень, категорию, заведование отделением и работу с инфекциями, получаю зарплату, которая после недавнего повышения равна $55. Каждый день я принимаю решения, от которых зависят жизнь и здоровье детей, оставаясь при этом потенциальным "коновалом, взяточником и вымогателем". Много ли сегодня пишут о хороших врачах? Я не говорю о "великих целителях", которые снимают порчу наложением рук или компрессами из мочи. Такое впечатление, что достойных врачей просто не осталось. Зато про бездушие, халатность, преступную неосторожность - в любой газете.

Более неблагодарной специальности в медицине, чем детский врач, не существует. Во взаимоотношениях врача и пациента постоянно присутствует третья сторона - родственники ребенка, которые на уровне инстинкта, чувствуя свою вину, что ребенок заболел, пытаются переложить ее на кого-то другого. А этот другой всегда под рукой, всегда рядом. Педиатр. Много лет уже прошло, а до сих пор не могу забыть пронзительный крик: "Убийцы!" Крик женщины, которая четыре дня не обращалась за помощью и по совету бабок накрывала черной тряпкой бьющегося в судорогах трехлетнего мальчика... Получается так: принесло лечение положительный результат - какой крепкий малыш. Состояние ребенка ухудшилось - врач виноват, бездарь, убийца в белом халате.

Баба Клава как зеркало бесплатной медицины

Исходя из того, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, уверен, медицина должна быть платной. Безусловно, очень плохо, когда между врачом и пациентом стоят деньги, когда диагностика и результаты обследования напрямую зависят от благосостояния пациента, а сумма вознаграждения врача - от тяжести заболевания. Но не практический врач должен решать: кто, кому, когда и сколько, а юристы и политики. Для врача ведь что важно? Чтобы были созданы условия для нормального обследования и лечения. На Украине медицинская помощь детям теоретически абсолютно бесплатна. В принципе это хорошо, но вот простенький пример. Совсем недавно к нам в больницу поступил шестимесячный ребенок, которого мама напоила бульоном "Магги", после чего дала ему пепси-колу. Почему из-за отсутствия мозгов у конкретного взрослого человека должно расплачиваться государство?

Уверен, что большинство детей рождаются на свет здоровыми. Здоровья их лишают родители и медицинские работники. Первые - от безграмотности, вторые - от страха перед безграмотностью. Подавляющее большинство взрослых людей хорошо осведомлены о том, как делаются дети. Но, к сожалению, не имеют ни малейшего представления, что с ними делать потом. Но это полбеды. Настоящая беда, что, ничего не зная, они уверены, что знают все! Замученный, нищий участковый педиатр для них вовсе не авторитет: куда ему тягаться с какой-нибудь бабой Клавой, которая еще царя Гороха пиявками лечила. Баба Клава наверняка знает, что форточка должна быть постоянно закрыта, что манная каша - это хорошо, а памперсы - плохо. И попробуй с ней поспорь! Она и слушать-то не станет. Вот, кстати, еще один аргумент в пользу того, что медицинские услуги должны быть платными. Кому в здравом уме придет в голову обратиться к доктору, заплатить кучу денег, а потом не выполнять его рекомендации?

Диатез - чисто советское заболевание

Главная моя цель - научить людей тому, как вырастить здорового ребенка именно в нашей стране, с учетом уровня нашей медицины, нашего образа жизни и наших материальных возможностей. Люди обязаны знать элементарные вещи. Как планировать беременность, как не растерять здоровье ребенка, как помочь малышу, если он заболеет. Совокупность знаний не может быть универсальной - эти знания обязаны быть четко адаптированы к конкретным условиям конкретной страны. Хотя бы потому, что без учета такого фактора, как "мнение бабушки", в нашей стране далеко не уедешь.

Почему наши мужики в большинстве своем ждут, пока дитя не заговорит, и только потом начинают кое-как участвовать в воспитании? Почему наши педиатры, прекрасно зная, что при вирусных инфекциях нельзя использовать антибиотики, налево и направо назначают бисептолы и ампициллины? А много ли родителей задумываются о том, что банан, ухитрившийся за 3 месяца не сгнить, не так уж и полезен, что авторучка ценой в 1 рубль, которую их чадо постоянно грызет, сделана вовсе не из пищевой пластмассы? По пальцам можно пересчитать мам, которые знают, что нельзя поить детей некипяченой водой, что оптимальная температура в детской спальне - 18 градусов, что аспирин ребенку при вирусной инфекции - преступление, что ни в одной цивилизованной стране не знают такого слова, как "диатез"...

Родители! Здоровье ваших детей целиком и полностью в ваших руках. Перестаньте надеяться на кого бы то ни было: на государство, президента, депутатов, врачей, бабушек, соседей. Постарайтесь хотя бы научиться не делать глупостей - это уже будет огромным благом для вашего ребенка.

Бойтесь правильно

   
   

Больница, какой бы замечательной она ни была, в принципе не способствует появлению положительных эмоций у рядового гражданина. Что же касается больницы инфекционной, то само словосочетание нередко вызывает подколенную дрожь. И в этом нет совершенно ничего удивительного, поскольку прилагательное "инфекционный" эквивалентно на бытовом уровне существительному "зараза".

Прекрасно понимаю страхи людей. Помнится, еще в студенческие годы довелось впервые попасть на занятия в кожно-венерологическую больницу. Основных ощущений два: во-первых, упорное стремление чесаться и, во-вторых, внутренняя убежденность в том, что любые попытки продолжения рода допустимы только методом почкования. Но по мере накопления информации и зуд, и стремление к почкованию проходят.

С инфекционной больницей ситуация аналогичная, поскольку подавляющее большинство страхов совершенно необоснованны и рождены всеобщим непониманием элементарных вещей. По большому счету, искоренить это можно лишь преподаванием в средней школе простейших основ медицины, но... Все сталкиваются с простудами и ветрянками, понятия не имея о том, что это такое, а в то же время все изучают синусы и косинусы, но сталкиваются с ними единицы.

Итак, попытаемся бороться со страхами. Количество летучих инфекций, т. е. таких, которые передаются по воздуху быстро и на большие расстояния, очень невелико: корь, краснуха, ветряная оспа, чума и оспа натуральная. Однако натуральной оспы на земном шаре уже несколько десятилетий не наблюдается (даже прививки от нее делать перестали), а чума - это такая штука, что коли она появится в виде эпидемии, то не будет особой разницы между инфекционной больницей и вашей квартирой в девятиэтажке. Теперь про корь, ветрянку и краснуху. В инфекционной больнице эти болезни лечатся довольно редко, поскольку протекают, как правило, легко, не требуют особо сложных способов терапии. Если же больной все-таки попадает в стационар, то его помещают в специальные палаты-боксы. Особенность этих палат состоит в том, что каждая из них имеет отдельный выход на улицу и герметично изолирована от больничных коридоров. Таким образом, взрослый или ребенок, очутившийся в коридоре инфекционной больницы, не имеет возможности контактировать с больным, у которого имеет место одна из вышеперечисленных летучих инфекций.

Для заражения капельной инфекцией: дифтерией, коклюшем, скарлатиной, ангиной, некоторыми менингитами, необходимо довольно тесное общение с заболевшими (расстояние 1 максимум 2 метра) - с поцелуями, кашлем и обрызгиванием собеседника слюной.

Для заражения кишечной инфекцией: холерой, дизентерией, сальмонеллезом, вирусным гепатитом (желтухой) - необходимо, чтобы возбудитель болезни попал к человеку в рот. Но для этого опять-таки нужно поцеловать заболевшего или поесть с ним из одной посуды.

Несколько советов врачам и родителям:

Врач и для ребенка, и для родителей ребенка должен быть своим, близким человеком. С которым общаются не только, когда плохо, но и хотя бы иногда в те дни, когда хорошо.

Очень важно помнить о том, что антипатия ребенка к медицинским работникам, мягко говоря, не способствует меньшей болезненности медицинских процедур. Осмотреть полость рта при любой болезни врач просто обязан, и он это сделает вне зависимости от того, захочет Маша открывать рот или нет. В последнем случае будет больно и неприятно.

  • Категорически нельзя врать! Ни про то, что будет небольно, ни про то, что в больницу не положат. Нельзя давать обещаний, которые могут оказаться невыполнимыми, а потом сваливать на докторов собственные педагогические огрехи ("завтра я тебя из больницы заберу"; "я не могу тебя забрать, врачиха не отпускает").
  • Ребенка в принципе лучше не запугивать, но одно дело пугать Бабой-ягой, Бабаем, Сереньким Волчком и совсем другое - запугивание детей врачами, больницами, уколами, что следует рассматривать как одну из наибольших педагогических глупостей. За примерами далеко ходить не надо: ешь, а то положим в больницу; если не будешь спать, придется делать тебе уколы; сейчас вызовем врача, тогда узнаешь, как маму не слушаться...
  • Разъяснительные беседы с детьми всегда должны подчеркивать: лечение, даже самое неприятное, обусловлено именно болезнью, а не тем, что неприятен и плох врач.
  • Даже если вы не считаете врача добрым, хорошим и ласковым, не надо ребенку об этом сообщать. Категорически недопустимо критиковать и критически обсуждать медицинских работников в присутствии детей. Нельзя заставить ребенка полюбить врача, если любви по отношению к врачу он не наблюдает со стороны других членов семьи.
  • Смотрите также: