Сегодня мы не будем говорить о лекарственных препаратах, об операциях и физиопроцедурах. Давайте посмотрим на наше здоровье (и нездоровье) другими глазами. И поговорим о психологическом состоянии человека. О том, как работают современные психотерапевты, как должны себя вести родственники, если кто-то из домашних вдруг заболел, и вообще, что способствует (и не способствует) выздоровлению человека, расскажут вам: заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии РАМН, профессор Виктор Викторович МАКАРОВ и руководитель отдела аффективных состояний НИИ психического здоровья Томского научного центра СО РАМН, доктор медицинских наук, профессор Николай Алексеевич КОРНЕТОВ.
- Расскажите, что помимо таблеток и операций может помочь человеку забыть о болезни и поскорее поправиться?
В. Макаров: - Большинство людей почему-то уверены, что если они доверят свое здоровье крепким и ласковым рукам доктора, будут полностью подчиняться его рекомендациям, то тогда обязательно произойдет что-то хорошее. У современной западной и восточной психотерапии другая точка зрения: наши отношения должны быть партнерскими и у каждого из нас есть своя ответственность.
Н. Корнетов: - Любой врач, любой психотерапевт, психолог должен работать не вместо пациента, а вместе с ним. И первый шаг к такому терапевтическому альянсу - это информированное согласие. Человек должен знать, какие методы будут применяться в терапии, он должен знать риск и безопасность - это некий процесс осознания человеком его болезни, его способов приспособления к окружающей среде.
Второй шаг - это разделенная ответственность. Чем ответственнее обе стороны, тем лучший прогноз во всех смыслах. У каждого человека, обращающегося к психотерапевту, есть свои убеждения, ценности, искажения и т. п. Так вот, когда человек заинтересован в своем здоровье, - идет здоровая адаптация. Чем сильнее проявляются депрессивные состояния, навязчивость, страх, тревога, тем сложнее помочь человеку.
Детям нравится болеть
В. М.: - Человеку важно знать: почему выгодно болеть? И почему выгодно быть здоровым? Выгода от болезни состоит в том, что человек получает внимание плюс он обучается манипулировать окружающими людьми с помощью своей болезни. Детям особенно нравится болеть. Все о них начинают заботиться, ничего не заставляют делать - лафа! С этого и начинается особое отношение к окружающим во время болезни, и человек ищет помощи у такого доктора, который, как родитель, за ним ходит, помогает, жалеет.
Н. К.: - У наших людей есть страх говорить о себе хорошие вещи. Для женщин, например, это всегда сглаз и порча. Это архаическое мышление выплывает особенно в ситуации кризисного состояния общественного сознания, а мы уже более 10 лет живем в пролонгированном кризисе: он уже приобрел черты истощения, и психика у людей стала особенно ранима. Негативное мышление - это часть проблемы, которая связана с депрессией как наиболее распространенным медицинским заболеванием.
- Как объяснить ребенку, что выгодно быть здоровым, и настроить его на выздоровление?
В. М.: - В каждом человеке есть 3 субличности: субличность взрослого человека, детская субличность и родительская субличность. Каждая должна получать от здоровья свой подарок. Например, вы говорите ребенку: "Когда ты поправишься, мы пойдем с тобой, допустим, в компьютерный центр, зоопарк, ты там все сам увидишь..." Далее: "Там будут игры - ты будешь в них играть" (это обращение к детской субличности) и т. д. Если человеку выгодно быть здоровым, то такой человек будет здоровым!
Когда у меня болела дочь, я говорил ей: "Вот сейчас ты болеешь, я тебе покупаю все, что ты хочешь. Но когда ты поправишься, ты получишь в 10 раз больше. Мы с тобой поедем туда, ты увидишь вот это и это. Если ты поправишься за 5 дней, ты получишь вот столько (много), за 10 дней - поменьше, а за 20 дней - вообще мало". И она поправилась за 5 дней.
Н. К.: - Этот пример поощрения ребенка во время болезни называется поведенческой психотерапией. Взрослый обращается к здоровой части личности ребенка, поощряя резервы организма, личности на борьбу за здоровье. Представьте себе такую ситуацию. Бегут два ребенка, один из которых падает и сильно ударяется. Если впереди их ждет какое-то удовольствие, то скорее всего этот ребенок вскочит и, хромая, будет догонять другого, а не будет лежать и плакать.
"Некогда" - не значит "наплевать"
- Многим из нас просто некогда болеть. Люди ездят на работу, будучи больными ОРЗ, другими заболеваниями. Как научить людей беречь себя и окружающих?
В. М.: - Когда говорят: "Мне болеть некогда", - это прекрасно, но когда говорят: "Мне плевать, что я болен, пусть я сдохну", - это ужасно. В таких случаях можно говорить о скрытой депрессии. Игнорирование болезни - весьма неприятное явление. Когда больной человек едет в переполненном метро, чихает и кашляет на окружающих - это уже не партнерские отношения, это наплевательское отношение не только к себе, но и к окружающим.
- Что делать, если больной отказывается принимать таблетки?
Н. К.: - Если человек болен, например, гипертонической болезнью, врач, назначая комплекс препаратов, должен объяснить необходимость лечения и его положительное влияние на качество и продолжительность жизни. Если человек этого не усвоит, уже вступает в силу закон о разделенной ответственности: это его выбор, это его право.
- Некоторые люди остерегаются принимать назначенные им лекарственные препараты из-за их побочного действия.
В. М.: - Здесь возникает вопрос: насколько нужно убеждать человека принимать эти лекарства? Дело в том, что, с моей точки зрения, мы назначаем слишком много лекарств. Увлечение антибиотиками и другими химическими препаратами вызывает серьезный кризис в современной медицине. Бездумное назначение огромного количества лекарств, которое непонятно как действует в нашем сложнейшем организме, которое непонятно как действует в зависимости от психологического состояния человека, может привести к необратимым процессам.
Н. К.: - Есть мировой стандарт: в частности, в психиатрии - свыше 3 препаратов одновременно назначать нельзя, потому что все взаимодействия, которые происходят между ними в организме, становятся непредсказуемыми. И второй момент. Сегодня в области нейрохимии, психофармакологии уровень избирательности действия препаратов очень высок, и они имеют минимальные побочные эффекты. Должны быть образовательные программы для населения, чтобы люди разбирались в качестве лекарств.
Что касается антибиотиков, то здесь я позволю себе не согласиться. Если сегодня отказаться от антибиотиков, то вновь вернутся смертельные пневмонии, опасные инфекции и т. д. Есть другая проблема: проблема неправильных назначений, невыполнения стандартов, передозировки антибиотиков.
Играйте в "спектакле" больного
- Некоторые люди, когда заболевают, предпочитают, чтобы их не трогали, не заходили в их комнату. Другие, наоборот, "работают на публику". Можно ли оставлять человека наедине с болью или все же нужно стараться быть активным помощником в процессе выздоровления близкого человека?
Н. К.: - В моей практике был такой случай: ко мне пришла пара, брак которых разваливался. Важно было выяснить: почему? Так вот оказалось, что в то время, когда мужчина заболевал, жена старалась оставлять его одного. Ему казалось, что жена его не понимает, не любит, не жалеет по-настоящему.
И только тогда, когда они стали использовать поведенческую модель, принятую в его бывшем доме (мама, папа, сестра "поглаживали" его, успокаивали), тогда у них все наладилось. Муж перестал себя чувствовать беспомощным и одиноким во время болезни, ему становилось легче от того, что жена вместе с ним переживает его недуги.
В. М.: - Задача психотерапевта - это научить человека мобилизовать свои ресурсы для того, чтобы быть здоровым, для того, чтобы развивать свое здоровье, для того, чтобы максимально реализовать свои возможности. Когда человек пассивен в лечебном процессе, большого успеха от лечения не будет. Особенно если доктор говорит: "Я профессионал, я знаю, что делать. Это не ваше дело. Платите деньги и все". Это совершенно неправильно. Возможности психики в преодолении тех или иных расстройств огромны.
Родственники должны участвовать в спектакле, если больному человеку нужен спектакль! Он бессознательно говорит: "Давайте меняться: я вам - свою головную боль, а вы мне - свое внимание".
Если человек желает в одиночестве бороться и победить болезнь, то так он воспитан, как герой. У человека вообще есть потребность побыть одному определенное время. Так, среднему (здоровому) мужчине 2-3 часа в день нужно побыть одному. О женщинах сейчас не говорю: женщины в 17 раз общительнее мужчин...
- Какие слова должны стать ключевыми для больного человека?
В. М.: - С моей точки зрения, нужно рисовать картины прекрасной жизни здорового человека. Нужно мечтать вместе с ним о прекрасной жизни. Ключевыми должны стать фразы: "Когда ты поправишься, то..." И "Мы тебя любим".
Н. К.: - Есть еще один путь. Спросить человека, как он "делает" болезнь, то есть понять структуру его переживаний. Если у человека образ себя, больного, находится справа (а 80% людей смотрят в будущее, оборачивая взгляд вправо), то можно отправить болезнь в прошлое (воспоминания - слева), а из прошлого, где человеку было хорошо, где он был здоров, энергичен и чувственен, взять ресурс здорового человека.
- Что делать, если больной отказывается от операции?
Н. К.: - Нужно рассматривать конкретную ситуацию. У человека может быть эмоциональный шок, может быть шок от остроты состояния. Здесь вступают правовые законы, и родственники больного берут ответственность на себя. Иногда врачи делают операцию по прямым показаниям, и они правы - выполняют свой долг.
В заключение напомню фразу Антона Павловича Чехова: "Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника".